Страничка педагога-психолога

ПЕДАГОГАМ О НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ В СЕМЬЕ- ОТРАЖЕНИЕ В ДЕТЯХ

КАК РЕБЕНКУ СКАЗАТЬ О РАССТАВАНИИ РОДИТЕЛЕЙ

КОГДА СЫН РАСТЕТ БЕЗ ОТЦА

РОДИТЕЛИ РАЗВОДЯТСЯ

 

 

 

Организация педагогического взаимодействия с неполными семьями

Для ребенка семья – целый мир. Мир, в котором учится любить, радоваться, сочувствовать,  взаимодействовать, получает любовь, делает открытия. Всем известно, что именно в семье ребенок получает первоначальные навыки  жить в социальном мире, первоначальный опыт общения.  По данному вопросу большинство психологов и педагогов единогласны в следующем мнении: положение ребенка, растущего в неполной семье трудное, а зачастую и опасное. Опасность выражается в том, что ребенок переживает  из год в год психологический стресс, что в последствии приводит к поведенческим нарушениям, проблемам в эмоционально-волевой сфере, что негативно влияет на развитие и формирование личности. В дальнейшем дети из неполных семей не приспособлены создавать и сохранять  свои семьи, подвержены риску нервно-психических заболеваний, являются нарушителями как человеческих, так и  правовые законы государства, в котором проживает.  Зачастую дети из неполных семей, по сравнению с детьми из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость. Можно перечислить множество проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, но наша задача, как дошкольного учреждения, предотвратить  расстройства детей на психологическом уровне в тот момент, когда можно корректировать мировоззрение, ощущения и восприятия детей.

Прежде чем  как перейти к описанию форм работы в дошкольном учреждении с неполными семьями необходимо раскрыть понятие «неполная семья». Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполные семьи зачастую образуются в результате развода, либо рождения детей вне брака. Как показывает статистика, каждый десятый ребенок рожден вне брака.  Педагогическое общество должно осознавать всю ответственность и серьезность работы с детьми из неполных семей, они должны быть вооружены арсеналом педагогических форм и методов взаимодействия с данной категорией семей.

https://content.schools.by/sad78bobruisk/library/_97632-851.jpg

Необходимым условием воспитания  детей из неполной семьи – компенсационная деятельность взрослых. Это относится не только к близким родственникам, но и к участникам образовательного процесса в дошкольном учреждении. Воспитатели дошкольного образования должны с большей внимательностью наблюдать за детьми из неполных семей для выявления симптомов, сигнализирующих об остром переживании ребенком неприятностей между родителями.

Среди симптомов, которые могут сигнализировать  об остром переживании ребенком неприятностей между родителями являются негативизм, нервозность, чувство вины, аутоагрессия, замкнутость и тому подобное. Недостаток внимания со стороны родителей, понимания и  поддержки с большей вероятностью приводит к эмоциональной нестабильностью ребенка, появлению фобий и повышенному уровню тревожности.

https://content.schools.by/sad78bobruisk/library/%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F_%D0%B8_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3.jpg

Учреждение дошкольного образования ориентировано на удовлетворение потребностей детей и их семей, тем самым обязаны поддерживать родителей, оказывать грамотную консультативную помощь в воспитании ребенка в различных кризисных ситуациях, социальных нестабильностях.

Мастерство педагога  проявляется в умении демонстрировать свою поддержку одиноким матерям в стремлении быть хорошим воспитателем для ребенка, даже если это демонстрация искусственная, мотивировать мать на педагогические достижения, замечать и подчеркивать позитивные изменения в ребенке и присваивать  данные успехи к проявлению правильного педагогического подхода матери. Педагог должен корректно наладить связь матери с отцом ребенка, изменить позицию по отношению к участию бывшего мужа, его родителей в воспитании ребенка.  Умение переключить мать с собственных обид на интересы ребенка – чем  больше у него родных людей, которые его любят, тем счастливее будет ее малыш, заслуживает высшей степени мастерства педагога.

Педагогический коллектив в своей работе с неполными семьями должны иметь ряд форм и методов:

1. Банк данных о семьях воспитанников;

2. Неформальные беседы о детях (достигнутые успехи ребенка);

3. Систематическое изучение запросов родителей, требований к дошкольному учреждению;

4. Проведение открытых дверей в детском саду;

5. Организация, проведение и участие в внутрисадовских, районных, областных и республиканских конкурсах и фестивалях;

6. Посещение педагогом семей на дому;

7. Организация внутригрупповых досок Почета;

8. Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;

9. Привлечение родителей к общественной деятельности;

10. Консультативная помощь специалистов дошкольного учреждения;

11. Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;

12. Целевые наблюдения за развитием и формированием детско-родительского общения и особенностями поведения ребенка;

13. Проведение анкетирования, опросов родителей;

14. Проведение тематических, консультативных, внеплановых родительских собраний;

15. Наглядно-педагогическая пропаганда;

16. Совместные с детьми тематические вернисажи (книги, детские работы).

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств, оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных семей свидетельствует, что это возможно.

свернуть

ПЕДАГОГАМ

                       

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ДЕТСКОМ САДУ

(для педагогов)

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями, имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Работа с одаренными детьми должна начинаться уже на ступени дошкольного образования. Это означает, что на уровне дошкольного образования должны быть созданы необходимые условия для распознавания одаренности воспитанников. Например, конкурс «маленьких интеллектуалов» направлен на выявление уровня умственных способностей дошкольников, а именно: разных видов мышления. Задания могут быть условно разбиты на серии: первая и вторая объединяют задачи логического, последовательного, предполагающего единственно правильное решение по заданному алгоритму, следовательно, приводят к овладению умениями анализировать, синтезировать, классифицировать, делать обобщения, выявлять закономерности. В третьей серии могут быть представлены задания, способствующие развитию объемно-пространственного мышления и в четвертой – задания на выявление оригинальности, гибкости мышления, где на один вопрос предполагается несколько версий ответов. Именно этот вид мышления является творческим и свойственен одаренным детям.

Признаки одаренности в дошкольном возрасте

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими признаками:

Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

– быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

– использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

– выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

-сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

-особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

-своеобразный тип обучаемости. Одаренные дети, как правило, уже с дошкольного возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

-повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

-повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

-ярко выраженный интерес к тем или иным занятия или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

-предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного дошкольника совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки детской одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.

Чем больше мы будем выявлять и развивать потенциал детей с признаками одарённости, тем радужнее и прекраснее будет будущее нашей страны. Ж. Брюно сказал: «Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный камень. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране».

Эффективность комплексной подготовки к школе

Работа воспитателя по формированию готовности ребенка к школе включает в себя:

  • Вырабатывание у детейпредставления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребенка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
  • Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность появляется в стремлении ребенка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
  • Воспитания у дошкольника опытадеятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
  • Формирование у детейнавыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребенка, делает дошкольникаболее самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.

Итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе. При поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. Недостаточное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе, слабой эмоциональной - волевой сфере ребенка, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте. Для этого можно использовать задания различной степени сложности.

Эту работу нужно проводить регулярно, стараться, чтобы задания приносили ребенку радость, не допускаем скуки и переутомления, стараться вызвать у детей повышенный интерес, положительные эмоции. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры и упражнения». Детям можно предложить с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. С помощью песка они могут нарисовать забавные картинки. Во время таких упражнений развивается репродуктивное и творческое воображение, память, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

В своей работе можно использовать такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек и шнурков это очень интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память.

Еще в работе можно использовать  крупы и семена, учить детей удерживать семечки и крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые. Работа с крупами развивает у детей логику, воображение, внимание, усидчивость, тонкие движения пальцев развивает тактильные ощущения детей.

Важным аспектом также является системная работа с родителями будущих первоклассников.

Нетрадиционные формы общения с родителями:

  • Совместные досуги, праздники.
  • Участие родителей в выставках.
  • Организация дней открытых дверей.
  • Выпуск газет.
  • Семинары – практикумы.
  • Игры с педагогическим содержанием.
  • Занятия о профессиях, которые проводят родители.

         В работе по подготовке к школе детей к школе также используются:

  1. Анкетирование, тестирование, диагностика. *Тестирование детей «Моя семья»; *Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»; * Анкетирование родителей « Как помочь учиться?»; * Выявление особенностей воспитания детей  в семье; * Определение типа детско-родительских отношений.

*Внеплановые индивидуальные беседы; *Рекомендации по изучению педагогической литературы; *Рекомендации по использованию методических пособий; *Консультации медперсонала, специалистов.

Беседы, консультации, рекомендации по подготовке к школе. 1. Адаптация к школе. 2. На пороге школы. 3. Скоро в школу. 4. Нежелание идти в школу. 5. Дисциплина – это обучение правильному поведению. 6. Как развивать самостоятельность ребенка. 7. Как научить ребенка общаться. 8.Компонент «школьной зрелости ребенка».

  1. Выставки. *Выставки детского творчества; *Выставки творчества взрослых; *Выставка игрушек для игр дома; *Выставка детской литературы для семейного чтения; *Выставка педагогической литературы для семейного чтения.

 

свернуть