Страничка музыкального руководителя

Консультация для педагогических работников «Адаптация ребёнка через музыкально-игровую деятельность»

         Дети раннего возраста очаровательные существа, они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними одно удовольствие, от маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности, но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Дети раннего возраста быстро развиваются в условиях любви и внимания родителей, обеспечивающих внутреннее эмоциональное благополучие малыша. Чем меньше возраст ребенка, тем теснее эмоциональная связь с родителями, поэтому его поступление в детский сад является стрессовым фактором.         Особенности развития детей в первые три года жизни исследованы Л. Н. Павловой, К. Л. Печорой, Г. В. Пантюхиной и другими. Ученые отмечают, что в этот возрастной период начинается быстрое развитие речи, совершенствуются механизмы высшей нервной деятельности, что сказывается на повышении работоспособности детей, быстро формируются условные нервные связи, совершенствуется сенсорика. Вместе с тем, ученые отмечают такую отличительную особенность детей раннего возраста, как ранимость, поэтому переход в детский сад может протекать достаточно бурно. Для того чтобы адаптация к детскому саду прошла успешно и безболезненно, необходимо заранее проектировать процесс привыкания малыша к новой обстановке, режиму дня, к новым взаимоотношениям [4,5].         В наш детский сад дети обычно приходят в 1,5 – 2 х летнем возрасте. Важной задачей детского сада в этот период является успешная их адаптация. Важно не просто наладить контакт с детьми в адаптационный период, но и помочь ребёнку войти в новый, непривычный для него мир детского сада.       Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.       Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.        Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малышей.       Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой, больше, чем взрослые люди и вот здесь, бесценную помощь оказывает музыка во всех ее проявлениях. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно сыграть грустную мелодию, а малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.          Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ в своей работе использую музыку во всех видах детской деятельности. Особое внимание уделяется музыкально-игровой деятельности. Для обеспечения результативности в работе важным момент является целеполагание деятельности детей. Применительно к музыкальной деятельности ведущей целью педагогической работы является содействие положительному эмоциональному отклику ребенка через его погружение в мир музыки. Для достижения данной цели широко используется образовательный потенциал игр-забав и игрушек. Так, например, для привлечения внимания детей можно использовать игрушки-забавы, вместе с которыми они поют понравившиеся песенки: «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой;: «Кошка» муз. Ан. Александрова: «Птичка», «Собачка» , муз. М. Раухвергера;: «Цыплята» муз. А. Филиппенко…                Маленькому ребенку свойственна потребность в движениях. Окружающие его взрослые должны всеми доступными средствами удовлетворять данную потребность, помочь ему полюбить прекрасный мир движений, испытать радость от самого процесса движений. Удовлетворение потребности в движениях малыши получают на музыкальных занятиях в процессе участиях в танцах и плясках, которые проходят в игровой форме. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием выполняют разнообразные движения: хлопки, фонарики, притопы, кружение вокруг себя: «Ай - да», муз. В. Верховинца; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой; «Погремушка, попляши», муз. И. Арсеева; «Гопачок», укр. нар. мел, обр. М. Раухвергера…              Можно привлечь внимание малышей музыкальными играми, которые помогают в работе с детьми для успешной адаптации : например, игра «Солнышко и дождик». По ходу звучания музыки можно рассказать детям о том, что когда светит солнышко, все люди радуются ему, на улице тепло и можно пойти погулять. Но вдруг тучка спрятала наше солнышко, и пошел дождик, весело запев песенку. Все торопятся открыть зонтики, чтобы не промокнуть. После этого детям можно предложить спеть песенку, рассказать правила игры и предложить им поиграть. Малыши с удовольствием откликаются на образные игры : «Птички», муз. Г. Фрида; «Воробушки» муз. И. Арсеева; «Зайка», рус. нар. мел, обр. Ан. Александрова и др…                  Для того чтобы вызвать у детей интерес к играм желательно использовать различные атрибуты: шапочки, маски, эмблемы, создавать для них различные игровые ситуации, чтобы подвести к той или иной игре.

Эффективность и качество адаптации детей повышается благодаря совместной работе с родителями и педагогами. Одной из доступных форм работы являются консультации, семинары-практикумы, на которых взрослые обогащают свои знания о развитии детей раннего возраста, как самом поддающемся педагогическим воздействиям периоде. Все осваивается ребенком и познается им впервые. Нет еще закрепленных навыков, отсутствуют системные представления, знания, но зато ярко проявляется предрасположенность к усвоению нового, служащая основой психического развития. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий проявления заботы со стороны взрослых.        Таким образом, совместные усилия детского сада и семьи обеспечивают овладение ребенком первым опытом взаимодействия с окружающими людьми, но его результативность во многом обусловлена педагогической способностью воздействия на эмоциональную сферу малыша и в этом играет большую роль использование музыкальной игры-забавы.

 

свернуть