Страничка учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи
График работы
ГРАФИК
работы учителя-дефектолога
пункта коррекционно-педагогической помощи
Мартинкевич Анастасии Валерьяновны
2022/2023 учебный год
КАБИНЕТ
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Время работы
ПОНЕДЕЛЬНИК |
7:30 – 9:00 10:00-12:30 |
|
ВТОРНИК |
7:35 - 9:00 10:10-12:10 |
|
СРЕДА |
10:00 – 12:35 15:00-17:00 |
|
ЧЕТВЕРГ |
7:30 – 9:00 10:00-12:30 |
|
ПЯТНИЦА |
7:30 – 9:00 9:50-12:20 |
|
2 СРЕДА консультирование родителей 17:00 – 17:30
3 СРЕДА консультирование педагогов 17:00 – 17.30
График проведения консультаций учителя-дефектолога
пункта коррекционно-педагогической помощи
Государственное учреждение образования «Детский сад №12 г. Лиды»
на 2022/2023 учебный год.
Дата проведения |
Тема |
Группа лиц, для которых проводится консультация |
14.09.2022 |
Беседа: «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста » |
Воспитатели групп 3,6 |
21.09.2022 |
Консультация: «Логопед. Его роль в обучении и развитии ребенка с особенностями психофизического развития» |
Законные представители обучающихся, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи |
12.10.2022 |
Памятка: «Правила речевой культуры педагога» |
Воспитатели всех групп |
19.10.2022 |
Консультация «Зачем логопед задает домашнее задание?».
|
Законные представители обучающихся, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи |
09.11.2022 |
Рекомендации «Дидактические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста». |
Воспитатели групп 3,6 |
16.11.2022 |
Памятка «Артикуляционная гимнастика для чего она нужна и как ее проводить».
|
Законные представители обучающихся, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи |
07.12.2022 |
Буклет «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук» |
Воспитатели всех групп |
14.12.2022 |
Консультация «Роль дыхания в процессе речи. Развивающие дыхательные упражнения ». |
Законные представители обучающихся, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи |
11.01.2023 |
Консультация «Музыкальные занятия и их роль в коррекции звукопроизношения» |
Воспитатели всех групп, музыкальный работник |
17.01.2023 |
Беседа «Роль книги в речевом развитии детей».
|
Законные представители обучающихся, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи |
08.02.2023 |
Практикум «Дидактическая игра как прием автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях».
|
Воспитатели групп 3,6 |
15.02.2023 |
Круглый стол «Приходите к логопеду на приятную беседу» |
Законные представители обучающихся, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи |
15.03.2023 |
Консультация «Использование приемов изобразительной деятельности в развитии устной речи детей дошкольного возраста». |
Воспитатели все групп |
21.03.2023 |
Буклет для родителей «Играем пальчикам – развиваем речь». |
Законные представители обучающихся, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи |
12.04.2023 |
Памятка «Организация речевого уголка». |
Воспитатели групп 3,6 |
19.04.2023 |
Рекомендации «Автоматизируем звуки с помощью дидактических игр». |
Законные представители обучающихся, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи |
10.05.2023 |
Беседа: «Итоги коррекционной работы за 2022/2023 учебный год. Анализ ошибок и поиск путей их преодоления» |
Воспитатели групп 3,6 |
17.05.2023 |
Консультация: «Итоги коррекционной работы за 2022/2023 учебный год. Результаты комплексного психолого-педагогического обследования детей» Буклет : «Скоро в школу»
|
Законные представители обучающихся, зачисленных в пункт коррекционно-педагогической помощи |
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Консультация для законных представителей обучающихся:
Май
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
«Скоро в школу» Советы логопеда родителям будущих первоклассников
Апрель
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
Рекомендации
«Автоматизируем звуки с помощью дидактических игр»
Автоматизация звуков в самостоятельную речь ребенка требует много времени и сил. В этот период больше поддерживайте своего ребенка, не ругайте за ошибки, а вселяйте чувство уверенности в себе. Старайтесь избегать слово «заниматься», лучше замените его на слово «играть». Тогда процесс пройдет благополучно для вас и для ребенка. Обратите внимание на систематичность занятий. Лучше каждый день по 10-15 минут. Следите за физическим и психологическим состоянием своего ребенка. Если ребенок болеет или в плохом настроении, лучше отложить занятие на другое время. Желаю успеха!
- Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.
- «Колечко»Поочередно соединять в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Сначала в прямом порядке (от указательного пальца к мизинцу, потом в обратном (от мизинца к указательному пальцу). В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При выполнении упражнения добавляем автоматизируемый звук. (изолированно, в слогах, в словах). При дифференциации звуков на правой руке произносим, например, звук С, на левой руке звук – Ш.
- «Кулак—ребро—ладонь».Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола и распрямленная ладонь. Сначала выполнять упражнение одной рукой, потом – другой, потом обеими руками одновременно. При выполнении упражнения добавляем автоматизируемый звук. (изолированно, в слогах, в словах).
- «Пальчики здороваются». Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. При выполнении упражнения добавляем автоматизируемый звук. (изолированно, в слогах, в словах).
- «Зайчик - кольцо». Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. При выполнении упражнения добавляем автоматизируемый звук. (изолированно, в слогах, в словах). При дифференциации звуков «Зайчик» - произносим звук Ш или слоги и слова со звуком Ш, «Кольцо» - звук С или слоги и слова со звуком С.
- «Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.
- «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонь вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонью вверх, а левая - ладонью вниз. При выполнении упражнения добавляем автоматизируемый звук. (изолированно, в слогах, в словах).
- Упражнения с использованием каких-либо предметов
- «Кубик». Ребёнок бросает кубик. Выпавшее число укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.
- «Часы». Ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
- «Повтори столько раз, сколько…», взрослый хлопает в ладоши, стучит палочкой, бьет мячом об пол, а ребенок должен посчитать и столько же раз повторить заданный звук, слог или слово.
- «Скрепки»- скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
- «Сделай шаг»- шагаем на месте или по периметру комнаты и на каждый шаг называем нужный звук, слог или слово.
- «Прищепки»– цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала. Можно цеплять просто к одежде.
- «Мяч»- взрослый называет звук (слог, слово, предложение) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.
- Игры с песком или манкой. Насыпать на плоский поднос песок или манку и, рисуя разные узоры, проговаривать заданный звук, слог, слово. Можно рисовать отрезки разной длины, геометрические фигуры, просто ставить точки. Лучше рисовать двумя руками одновременно.
- Игры с крупами. В большой миске можно смешать две разные крупы (например, фасоль и горох, или макароны разных узоров, а ребенок должен рассортировать. Здесь также подключаем проговаривание звука, слога или слова. При дифференциации звуков ребенку даем инструкцию: Достаешь фасоль – говоришь слог са, а горох – слог ша. Также подключаем работу двух рук. Фасоль берем только правой рукой – горох – только левой.
- «Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку на палец и одновременно без остановки произносит слоги и слова.
- Игры с счетными палочками. Выложите вместе с ребенком несколько геометрических фигур. Затем ребенок разбирает фигуры и произносит заданный звук или слово на каждую палочку. Или ребенок строит забор и на каждую палочку произносит заданный звук. Также можно просто перекладывать палочки из одной руки в другую и произносить речевой материал.
- «Веселые мячики». Для этой игры вам понадобиться пищевая фольга. Ребенок отрывает кусочек фольги и делает из него шарик. Затем можно бросать шарики в какую-нибудь цель или корзину, проговаривая речевой материал.
- «Шарик». Во время произнесения слова дети перекладывают (передают из рук в руки) мячик.
- «Лабиринт».По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая звук, слоги, слова, предложения, чистоговорки.
- «Заборчик». Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием слогов, слов.
Март
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»
Февраль
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
«Дидактические игры для автоматизации звуков»
Январь
«Роль книги в речевом развитии ребенка».
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
Потребность речевого общения удовлетворяется у детей не полностью.
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны достаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению.
Ребенок-дошкольник является своеобразным «читателем». Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном возрасте мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Но, чем же так страшно детское «нечтение»?
- Во-первых, обедняется словарный запас и как следствие, понижается уровень интеллектуальных возможностей.
- Во-вторых, нарушается процесс социализации, вхождения в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями, что порождает конфликт.
- В-третьих, не читающие дети, вырастая, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений в семье. Формально – люди грамотны, они пишут, и читают, но уметь читать – не значит складывать из букв слова, это значит понимать прочитанное, вникать в смысл текста.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.
Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
- в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-пальчик и паровоз»и т. п.
- сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»и т. п.
- предложить ребенкуизменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого-либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка»вместо сыра съедают таблетку от жадности;
- предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было?
- раньше с тем или иным героем, что может произойти потом; написать письмо своему любимому герою или автору сказки;
- сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);
- придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот;
- рассказать историю от лица любого героя или предмета;
- описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого• человека и грустного человека и т. д.
- Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенкунарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Декабрь
«Логопед. Его роль в обучении и развитии ребенка с особенностями психофизического развития»
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растет. В условиях массового дошкольного учреждения, где наполняемость группы в среднем от 20 до 25 детей, педагогу бывает крайне сложно уделить должное внимание индивидуальной работе с каждым воспитанником. Именно поэтому очень важно, чтобы в детском саду дети находились под пристальным внимание учителя-логопеда.
Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи- фонематической, лексической, грамматической. Своевременное выявление речевых нарушений и их исправление- обязательный раздел всего комплекса работы по развитию речи.
Формирование звукопроизношения и фонематического слуха является важнейшим условием для усвоения детьми грамматического строя русского языка, морфологической системы и подготовки к обучению грамоте. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период.
Занятия с учителем-логопедом в зависимости от степени тяжести речевого нарушения проводятся индивидуально 2-3 раза в неделю. Важное значение играет совместная работа логопеда и родителей: она дает положительный результат в коррекционной логопедической работе, сокращает временной период устранения речевого нарушения.
Содержание логопедических занятий включает в себя следующие направления:
- Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитее силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительности речи).
- Развитие общей моторики: координации движений (речь с движениями).
- Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, работа с мозаикой, лепка, вырезание, штрихование).
- Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление).
- Обязательный комплекс артикуляционной гимнастики.
- Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.
- Работа над слоговой структурой слова.
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному).
- Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке).
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие графомоторных умений, обучение грамоте.
Таким образом, работа учителя-логопеда в детском саду важная составляющая часть всего образовательного и воспитательного процесса, оказывающего незаменимую помощь, как родителям детей с речевыми нарушениями, так и педагогам, работающими с детьми.
Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого-педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и максимально эффективным.
Ноябрь
Консультация «Зачем логопед задаёт домашние задания?»
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
Успех коррекционного обучения детей с речевым недоразвитием во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания строятся на материале темы, изучаемой всю предшествующую неделю на индивидуальных занятиях, проводимых логопедом.
Задания включают в себя основные разделы:
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.
- серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
- задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА :
Успех коррекционного обучения детей с речевым недоразвитием во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?
ПАМЯТКА
(правила занятий с ребёнком дома)
1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
3-время проведения занятий 10-15 минут
4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
8- тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание.
Уважаемые родители!
Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней
заинтересованности и успехов.
Октябрь
ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Консультации для педагогических работников:
учителя- дефектолога ПКПП Мартинкевич А.В.
среда 17.00 - 17.30
Консультация для педагогов: «Использование приемов изобразительной деятельности в развитии устной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.
Значение рисования и конструирования велико и многогранно.
Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.
В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.
На занятиях ИЗО деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.
Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые не производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.
Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Для того чтобы слово – название стало словом – понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных.
Разнообразный материал (наглядный, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.
Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысление процессов изображения.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности.
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.
Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М. М. Кольцовой. В описанных его опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеем возможность этим предметом манипулировать. Обеспечить связь слова с предметом легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж.
В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».
Действия детей, оречевленные в ИЗО и конструктивной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.
Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы», кап – кап – («Дождик идет») : оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.
Изобразительная деятельность и конструирование позволяют решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.
Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.
«Дидактическая игра как прием автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
В настоящее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удается превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Педагоги знают, как трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса.
Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Необходимо играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент. Дидактическая игра позволяет сменить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «придумай», «запомни», «найди» и т.д., конечно основная цель занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Для детей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро утомляются. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, необходимо подбирать яркие красочные дидактические игры и материалы, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Слова «надо», «обязательно», «ты должен», «давай заниматься» обычно вызывают у ребенка явное или скрытое сопротивление тому, чему его собираются научить. Замените их на «давай поиграем». Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия отвечают его интересам, увлечениям.
Дидактические игры позволят решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
В период работы над звуками речи в арсенале педагогов должно быть достаточно большое количество наглядно - игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие превратилось для ребёнка в увлекательную игру.
Я предлагаю на этапе автоматизации звуков использовать различные игры:
«Су-джок»
Ребёнок поочерёдно прокатывает массажное
колечко по пальцу, одновременно отрабатывая речевой материал. Например, автоматизация звука [ш].
На правой руке:
Этот малыш — Илюша, (на большой палец);
этот малыш — Ванюша, (указательный);
этот малыш — Алёша, (средний);
этот малыш — Антоша, (безымянный);
а меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья (мизинец).
На левой руке:
эта малышка — Танюша;
эта малышка — Ксюша;
эта малышка — Маша;
эта малышка — Даша;
а меньшую зовут Наташа.
«Мяч».
Автоматизируя заданный звук изолированно, в слогах, словах, дети передают из рук в руки мяч и произносят слоги и слова, затем, под ритм, отбивая мяч об пол, или бросая, его друг другу.
«Кубик».
Ребёнок бросает кубик. Выпавшее число укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение.
«Пирамидка, бусы, счёты».
Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки, перебирает крупные бусины, откладывает колёсики на счётах с одновременным проговариванием речевого материала или произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах.
«Лесенка».
Игрушка, или шагают пальцы, поднимаясь и спускаясь по лесенке. На каждой новой ступеньке чётко произносится отрабатываемый звук, слог, слово.
«Звуковые дорожки».
Проводим пальчиком по дорожке, произносим отрабатываемый звук.
«Часы»
Ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.
«Звенящие баночки».
Каждый звук обозначается своим цветом. Ребёнок берёт квадратик и называет звук соответствующий его цвету, после этого опускает в баночку. Когда все звуки будут названы, баночки превращаются в "звенящие".
«Повтори столько раз, сколько… », логопед хлопнет в ладоши, стукнет палочкой, ударит мячом об пол, отложено палочек или косточек на счетах.
"Игра на пианино".
Имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз:
ра-ра-ра-ра-ра.
«Колокольчик».
Ребенок называет картинки или проговаривает слоги, слова с автоматизируемым звуком. Если ребенок произносит слово неправильно – взрослый звенит в колокольчик.
«Волшебная веревочка»
Ребенок наматывает веревочку на палец и одновременно без остановки произносит слоги и слова.
«Кнопочки».
Проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные, на листе бумаги кнопки, сколько нарисовано кнопок, столько раз нужно повторить.
«Ромашка».
В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву. На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.
«Раз – шажок, два – шажок».
Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.
«Телеграмма».
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто – то из детей неправильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.
«Добавь слог».
Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – са, колба – са, ко – сы, но – сы.
«Ладошки».
При произнесении звука, слога, слова нажимать указательным пальцем (пальцы меняются) противоположной руки на подушечки пальцев другой руки или нажимать на кружки, нарисованные на каждом пальце картонной ладони. Сначала отрабатывается правая, затем левая рука, а потом одновременно обе руки.
«Шарик».
Произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.
«Большой, маленький».
Ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.
«Песок».
В настоящее время значительно возрос интерес логопедов при работе над автоматизацией звуков у детей с использованием песка.
Ребёнок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами, представляет себя волшебником, художником, сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Именно в песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность ребёнка. Перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочницу способствует повышению мотивационного интереса к занятиям. Более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных и образовательных процессов.
- Выкладывая дорожку на песке из ракушек и камешек, ребёнок с удовольствием произносит слоги с автоматизируемым звуком.
- Выступая в роли археолога и делая «раскопки» в песке
(находит картинки и предметы), закрепляет правильное произношение звука в словах.
- Строительство в песочнице замков, дворцов, заселение их
различными сказочными героями, животными, способствует автоматизации звуков в предложениях и связной речи.
«Улитка».
Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - домику улитки.
«Лабиринт».
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальцем, проговаривая предложения, чистоговорки. На данной «дорожке» имеются «пробелы», которые сигнализируют ребенку сделать остановку и сделать вдох.
«Собери яблоки».
«Собирая» яблоки в корзину, ребёнок проговаривает «СА, СО, СУ, СЫ», тем самым закрепляя звук [C] (или другой звук) в прямых слогах.
«Дорожки».
До картинки добегаем и слово называем.
«Вертушка».
Картинки, на которых изображён предмет, содержащий автоматизируемый звук раскладываются по кругу. Ребёнок запускает вертушку. Пока вертушка крутится, ребёнок произносит изолированный автоматизируемый звук. Вертушка останавливается, показывает стрелочкой на картинку. Ребёнок называет предмет, изображённый на картинке.
«Ромашка».
Собрать лепестки ромашки к её сердцевине. Назвать картинку, изображённую на лепестке.
«Поезд».
К паровозу прикрепить вагоны с картинками - предметами, содержащими автоматизируемый звук. Проговорить слова.
«Сухой бассейн».
Коробка с крупой. В крупу зарыты мелкие игрушки в названиях, которых есть автоматизируемый звук. Ребёнок вылавливает игрушку из бассейна и называет её.
«Назвать слова по сюжетной картинке».
Ребёнок должен назвать слова по сюжетной картинке.
«Рыбалка».
Ребенок вылавливает удочкой картинки, называет свой улов, четко проговаривая автоматизируемый звук. Все картинки подобраны на конкретные звуки.
«Говорящие руки».
Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш, а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
«Зима и весна».
Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.
К нам зима приш…(ла),
Снег и вьюгу принес …(ла),
Все, что А…(лла), разброса…(ла),
Вьюга снегом занес…(ла)!
Весна приш…(ла),
А …(лла), сразу все наш …(ла),
На лужайку вышла А …(лла),
Видит там лежит ю.…(ла).
«Солнышко».
Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове.
Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.
По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем».
Игры очень эффективно проводить во время прогулки.
Игра «Замочная скважина».
Предметная картинка закрывается «дверцей», ребенок, перемещая «дверцу» по картинке, должен догадаться, какой предмет изображен на картинке.
«Слова вокруг нас».
Дети подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова, которые ребенок правильно произнес.
«Куча мала».
Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу (на голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони). Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.
«Лото».
Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.
«Составление предложений с помощью фланелеграфа».
Дети отбирают себе персонажей (мама, папа, дедушка, бабушка) и предметные картинки с определенным звуком. Ребенок берет своего героя, подводит к картинке и составляет предложение, включая героя и картинку. Ребенок может включить сразу несколько героев. Выигрывает тот, кто составит самое длинное предложение.
«Соседи».
Перед детьми раскладывается по 3 карточки в несколько рядов с определенным звуком. Ребенок должен без ошибок назвать всех соседей. (Жаба между жирафом и жуком, жаворонок между жасмином и лужами. Когда все картинки будут названы, первый столбик передвигается и игра повторяется. Если автоматизируется звук л, берется слово «около» и картинки выкладываются в ряд).
«Договаривание предложения по картинке».
«Придумай предложение».
Задача игры – придумать предложение, в котором будет как можно больше слов со звуком Р. Начинаем с предложения из двух слов. Например: Юра играет. Добавляем в него другие слова со зву Р. Радостный Юра играет в барабан. Другие возможные окончательные варианты предложений: Грустный Рома по вечерам красит краской раму. Егор собирает на огороде красные красивые крупные помидоры. Жора утром во дворе рубит дрова топором.
«Расскажи рассказ».
Ребёнок, рассказывая рассказ цепной структуры, автоматизирует поставленный звук в связной речи.
«Считалки».
Ребенок отрабатывает речевой материал в стихотворной форме, опираясь на картинки.
Виноград, трамвай, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
Крыжовник, курица, тетрадь,
Гриб, смородина, кровать,
Груши, грузовик, Петрушка,
Виноград, трамвай, игрушка.
«Артисты».
Детям раздается по одной начальной картинке из каждой серии. Остальные перемешиваются на столе. Открывая по одной картинке, дети спрашивают: «Что здесь изображено?». Каждый ребенок определяет, подходит ему или нет, если подходит, составляет предложение и забирает. Получив все картинки, ребенок составляет рассказ, выходит на сцену, и пересказывает. Картинки подбираются с учетом автоматизированного звука.
«Загадка».
Перед детьми лежат перевернутые картинки, в названии которых есть автоматизированный звук. Дети по очереди берут картинку и описывают, остальные, догадываются, о чем идет речь.
Игра «Зёрнышки для петушка».
Цель: закрепить правильное произношение звука Ш в словах. Петушку достанется зернышко в том случае, если ребенок правильно назовет картинку, в названии которой есть звук Ш.
Игра «Грузовик с подарками».
Цель: закрепить правильное произношение звука Р в словах. Ребёнку объясняется, что он сейчас будет грузчиком. А грузить он будет подарки. Чтобы погрузить все подарки, надо чётко назвать все картинки со звуком Р.
Игра "Проложи маршрут"
Цель: Автоматизация звука [З]. Совершенствование фонематического восприятия. Развитие ориентировки на плоскости.
Ребенку предлагается карточка. Его задача провести героя по дорожке, которая будет состоять из картинок, в названии которых есть требуемый звук. Ребенок выполняет задание молча (в данном случае логопед называет слова, а ребенок закрывает картинки, в которых он не услышал требуемый звук) или с проговариванием данных слов самим ребенком.
СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
«Тишина».
Цель. Автоматизация звука [ш].
Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети —
у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему, при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим.
«Колечко».
Цель. Автоматизация звука [ч] во фразах.
Оборудование. Колечко.
Описание игры. Дети сидят, сложив руки лодочкой. У водящего в руках колечко. Он подходит к каждому и как будто вкладывает колечко в руки. При этом он неторопливо рассказывает любой стишок. Когда водящий всех детей обойдет, он должен сказать: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и отбежать от своего места. Все дети внимательно следят за действиями водящего и после его конечных слов должны удержать обладателя колечка. Если ребенку с колечком удастся выбежать, он становится водящим.
«Чай Танечке».
Цель. Автоматизация звука [ч] в предложениях.
Оборудование. Кукольный чайный сервиз, куклы, печенье, булочки, калачи из пластилина.
Описание игры. Дети сидят перед столом педагога. На нем стоит кукольный стол с чайным сервизом, вокруг которого на стульчиках сидят куклы. Педагог говорит: «Дети, давайте дадим куклам ласковые имена». Дети их называют: «Танечка, Валечка, Анечка, Манечка». Затем педагог предлагает одному ребенку налить чай из чайника в чашку Танечке. Ребенок свои действия сопровождает словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье».
«Пильщики».
Цель. Автоматизация звука з.
Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизводят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося длительно звук з. Того, кто неправильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести правильно звук [з]. Педагог напоминает ребенку, где должен находиться язык при произнесении этого звука.
«Бараны».
Цель. Автоматизация звука [р] в тексте.
Ход игры. Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них (топают ногами).
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, открывайте ворота!
Ворота. Рано, рано, вы, бараны, застучали в ворота.
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, пропустите в ворота!
Ворота. Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота.
Бараны. На луга, где трава, а на травушке роса.
Ворота. Еще рано вам туда, не откроем ворота.
Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, до свиданья, ворота. Мы придем, когда высохнет трава (уходят).
«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
Речь- один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительно ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживание. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Нарушение речи- отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
- Они не соответствуют возрасту говорящего.
- Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка.
- Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи.
- Носят устойчивый характер самостоятельно не исчезают.
- Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психологическое развитие ребенка.
- Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Причины нарушений речи:
Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление , восприятие, внимание и т.д.), формируется у ребенка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в развитии в период внутриутробного развития (наиболее грубые нарушения речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности), токсикоз. Несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы ребенка (травма черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга и т.д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.
Основные причины речевых нарушений- это…
- Соматическая ослабленность;
- Замедленное психологическое развитие;
- Отягощенная наследственность, травмы;
- Неправильное строение речевого аппарата;
- Невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
- Двуязычие в семье;
В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы. Здесь мы, сталкиваемся со следующими видами нарушений:
- Фонематическое нарушение речи (ФНР)-возникает вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха, т.е. ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно.
Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
- Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи.
- Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
- Фонематическая нарушение речи (дислалия)- нарушение артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако необходимо помнить что в возрасте 3-х лет отсутствие звуков р, л, ш. ж- это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)-нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушения восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:
- Замена звука на более простой по артикуляции.
- Нестабильное использование звука в речи.
- Искаженное произношение звука.
У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.
Все эти дети получаю помощь в рамках общеобразовательного детского сада.
- Часто встречаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР), т.е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
- Заикание- Это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесение первого звука слова или прерывистого речевого потока. К этому нарушению речи не относятся те заминки и сбои в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия- в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.
Как вести себя с заикающимся ребенком:
- Не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на нарушении может привести к нежелательным последствиям;
- Ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым нарушением.
- Объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка.
- Поощряйте его общение с другими детьми.
- Не стоит напоминать ребенку о психологических травмах и неприятных переживаниях.
- Обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.
Консультация "Дидактические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Подготовила учитель-дефектолог Мартинкевич А.В.
Расширяем словарный запас!
Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению «совсем уже взрослых» словечек и выражений, родители порой не уделяют должного внимания пополнению необходимого словарного запаса своего крохи. Как исправить ситуацию?
Больше слов, больше интеллекта.
Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства.
Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.
Самый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с окружающими. В 3-4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно использует личные местоимения, все больше задает вопросов, обожает рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое, красивое и некрасивое. В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками.
Регулярно увеличивая словарный запас, ребенок параллельно усложняет предложения. «С помощью слов малыш обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре рано появляются слова конкретного значения, позднее слова обобщающего характера. Также пополнение словарного запаса зависит от расширения представлений ребенка об окружающем мире». К пяти-шести годам он обычно говорит уже совершенно правильно. Активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов.
«Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает общение взрослых с ребенком. Если в начале жизни человечка контакт со взрослым носит односторонний и эмоциональный характер, то в дальнейшем ребенок начинает общаться с помощью языка и контакт переходит в двустороннюю форму. В связи с этим развитие словаря во многом определяется социальной средой, где воспитывается ребенок. Возрастные нормы варьируются в зависимости от социально-культурного уровня семьи».
Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги.
Существует мнение, что особенно полезны в этом плане стихи. Слушая и повторяя, ребенок учится напевать слова, что значительно облегчает процесс их заучивания. Через стихи ребенок узнает, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова со схожим значением.
По подсчетам педиатров, в 2-3 года ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет запас увеличивается до 500-1200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5-2 тыс. слов. После 6 лет среднестатистический ребенок знает более 6 тыс. слов.
Учимся играя!
Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего крохи.
К одним из наиболее простых занятий по обогащению, уточнению и активизации словаря ребенка можно отнести тематические прогулки. Когда идете в аптеку, магазин, проходите мимо стройки, вы разговариваете о данном объекте с малышом. Рассказываете, показываете новые предметы. Также с помощью игр и дидактических упражнений (лото, предметных и тематических картинок и т. п.) малютка узнает новые слова. Во время таких занятий рекомендуется использовать некоторые приемы :
* называние предмета (или явления) и его толкование: например, аквариум -- это стеклянный ящик, где живут рыбки (рекомендуется применять с 3 лет);
* подбор эпитетов: можно спросить, какие бывают собаки: большие, сторожевые и т. д. (желательно с 4 лет);
* узнавание предмета по эпитету: например, острая, колкая - иголка (с 4 лет);
* «скажи по-другому» : заяц, зайчишка, зайка, зайчонок и т. д. (с 4 лет);
* объяснение происхождения слова : например, грузовик - машина, которая перевозит грузы (с 5 лет);
Занимаясь со своим малышом, вы обязательно получите желаемый результат.
Несколько советов: Веселые игры повысят самооценку маленького человека, внушат ему чувство уверенности в себе, вызовут радость. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут, причем играть можно всюду: в автобусе, по дороге в магазин, готовя обед, гуляя на улице. Главное, вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру. Не поддавайтесь на его просьбы продолжить. Один раз «объевшись», он может больше не захотеть играть. Не забывайте об искренности. Играйте, прежде всего, сами, веселитесь, станьте ребенком. Правда, не забывайте время от времени «проигрывать». Пусть иногда он станет победителем, но нельзя постоянно «поддаваться». Ребенок разгадает вашу хитрость и потеряет интерес к игре-учебе.
Первая игра очень простая в использовании. Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглых предметов? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?» Если ребенок ничего не вспомнит, сразу добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите : мяч, голова, яблоко, солнце и т. д. Итак, кто больше знает холодного (теплого, зеленого, белого, поющего?
Вторая игра предполагает использование анализа. Взрослый говорит три слова : сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все они относятся к живой природе, однако сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры: молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.
Игры для детей на обогащение словарного запаса
В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра «Наоборот»
Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Взрослый говорит ребенку, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и тебя решил научить этой игре. Далее взрослый играет с ребенком в игру «Наоборот» : кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.
Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра» :
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь. («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь. («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь. («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты. («нашел»!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты. («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай. («конец»).
Игровое упражнение «Закончи фразу»
Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).
Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т. е. закончить фразу.
Сахар сладкий, а лимон.
Луна видна ночью, а солнце.
Огонь горячий, а лед.
Река широкая, а ручей.
Камень тяжелый, а пух.
Обыграть это можно следующим образом: взрослый говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.
Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давай, ему поможем.
Игровое упражнение «Скажи по-другому»
Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет).
Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания :
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный, очень маленький (малюсенький).
Игра «Какой предмет?»
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт,.
Красное — платье, яблоко, знамя,.
Уважаемые родители!
Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разных поделок из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, а так же различные упражнения (переборка круп, застегивание пуговиц и т.д.) играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника. Все предметы, с которыми действует ваш малыш, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развития речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. |
Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук: 1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.
2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.
3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности. |
5. Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
7. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.
8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.
9. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника. |
10. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.
11. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
12. Теневой театр. Он является одним из видов работы, который может быть использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т.д.
13. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта. |
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда, будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!
|
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»
|