Сентябрь
Адаптация после летних каникул
памятка для родителей
Адаптация после летних каникул является закономерным процессом и длится приблизительно от двух до четырех недель, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Период адаптации проходит у каждого ребенка по-разному, зачастую характеризуется не только трудностями психологического характера, но и очень часто нарушениями общего состояния ребенка. Но если придерживаться определенных правил, то стадию адаптации можно пройти намного легче и более безболезненно.
Для этого необходимо:
- соблюдать правильный режим дня. Доказано, что здоровый и продолжительный сон не только влияет на нормальное физическое и психическое развитие ребенка, но и считается определенным фундаментом для продуктивной деятельности ребенка в течение дня.
- предоставлять ребенку полноценный отдых. Активный отдых (особенно на свежем воздухе) лучше всего помогает подготовиться к предстоящему посещению детского сада. Бесцельное времяпрепровождение может только еще больше утомить ребенка. Нужно ограничить время просмотра телевизора и игр за компьютером. Ребенок должен гулять на свежем воздухе.
- в первый месяц посещения детского сада, после летних каникул ребенку необходимо адаптироваться к режиму образовательного учреждения, поэтому в сентябре не стоит загружать его дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время ребенка надо организовать так, чтобы он не бежал сразу после детского сада на другие занятия.
- создать для ребенка ситуацию успеха. Старайтесь опираться на сильные стороны ребенка, обязательно отмечайте даже незначительные его продвижения в период адаптации, сконцентрируйте свое внимание не на знаниях, которые он возможно за лето несколько «растерял», а на приобретённых достижениях. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
- установить доверительные отношения с ребенком. Выясняйте, какие отношения складываются у вашего ребенка со сверстниками в группе и воспитателями. Обязательно проговаривайте и проиграйте его затруднения и пытайтесь их разрешить так же в игровой форме. Покажите в игре пути выхода из затруднительной ситуации (это будет являться своего рода для ребенка репетицией его поведения) и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ошибочные шаги. Доверительные отношения с ребенком помогут ему лучше адаптироваться к жизнедеятельности в детском саду и справиться с любыми трудностями.

Октябрь
информационная листовка
Первые дни в саду.
Успешно.
Уверенно.
С настроением
Первые дни ребенка в детском саду – самый волнительный период для родителей и ответственный для воспитателей и психолога.
Адаптация ребенка к детскому саду занимает в среднем от 1 до 3 месяцев и сопровождается такими признаками, как повышенная плаксивость и раздражительность, отсутствие аппетита, нарушение сна, недержание мочи. У некоторых детей может даже подняться температура или нарушиться стул. Особенно ярко эти признаки проявляются в первые дни пребывания ребенка в детском саду. Малыш, который прекрасно умеет пользоваться горшком, вдруг перестает это делать и мочит штанишки, а активный говорун может не проронить в детском саду ни слова. Некоторые дети перестают есть самостоятельно и ждут, пока их не покормят с ложки. Широко распространена и другая ситуация – ребенок замечательно ведет себя в детском саду, но, придя домой, начинает проявлять немотивированную агрессию и устраивать беспричинные истерики. Отнеситесь ко всем этим явлениям с пониманием. Ребенок ведет себя так не назло вам, а просто потому, что он переживает сильнейший стресс.
Психологическая подготовка ребенка к детскому саду включает в себя 2 аспекта: формирование у малыша положительного эмоционального настроя и ознакомление ребенка с примерным режимом дня в детском саду.

Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:
- Начните гулять на площадке детского сада.
- Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.
- Во время адаптации у детей часто нарушатся аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.
- Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.
- Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.
- В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых событий. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо "выпускать" эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
- Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.
Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности. Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!
Ноябрь
Как уберечь ребенка от сексуального насилия
Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.
ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим.
Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное.
Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
Правило пяти “нельзя”:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить до магазина, кинотеатра и т.д.?
Ответ один — НЕТ! Объясни, как пройти до интересующей улицы, но ни в коем случае нельзя поддаваться на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, а ты его никогда не видел, нельзя никуда идти с ним.
Ребенок не должен разговаривать с незнакомцем и ни в коем случае не соглашаться на предложение незнакомца. Информацию до ребенка необходимо доводить постепенно, можно в форме игры. Объясните ребенку, что преступником не всегда является взрослый человек, им может быть и подросток (знакомый, одноклассник). Любой насильник умеет войти в доверие, т.к. превращается в доброго, ласкового и понимающего.
Что делать, если страшное уже произошло?
Даже если сексуальное нападение не закончилось изнасилованием, ребенок переживает психологический шок. В этой ситуации ему, как никогда, нужны ваши помощь, любовь, понимание и такт. Зачастую малыш не сразу рассказывает о случившемся с ним, испытывая страх, позор и стыд. Однако если вы будете внимательны, то можете заметить физические признаки сексуального надругательства: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое принятие ванны (попытка «очиститься», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.
Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.
В сложившейся ситуации важно вывести малыша на откровенный разговор. Если он получит возможность рассказать о том, что случилось, это поможет ему, по мнению психологов, мягче пережить стресс. Вызывая ребенка на разговор, можно сказать следующее: «Я вижу, что тебе очень плохо, чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня к своей беде, потому что хочешь уберечь меня, хочешь сам выстоять в трудное для тебя время и поэтому отгородился от меня стеной. Разреши мне тебе помочь».
Следует знать, что первые месяцы наиболее тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание может вызвать истерику. В этот момент главное — дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.
Не показывайте ребенку своих переживаний по поводу того, что произошло. В разговоре не употребляйте выражений типа «как это грязно», «как отвратительно» и т. д. Это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.
Постарайтесь сохранить происшедшее в тайне от соседей, знакомых, приятелей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже жалость с их стороны ухудшат ситуацию. И уж тем более не обсуждайте то, что произошло, при ребенке. Ему нужно, чтобы окружающие принимали его таким, как и раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить сочувственные взгляды и слышать перешептывания за спиной.
Следует отдавать себе отчет, что забыть о пережитом малыш не сможет никогда. Тем не менее, эпизод насилия постепенно будет стираться из его памяти. Будьте готовы к тому, что еще несколько месяцев ребенок будет находиться в депрессивном состоянии. Ваша задача — поддержать его.
Декабрь
Что делать, если чужой взрослый отчитывает вашего ребенка
Консультация для родителей
Мы живем в обществе и нередко наблюдаем ситуации, когда на игровых площадках или песочницах, взрослые ругают детей! Но хорошо если это взрослый ребенка, а не чужой дядя или тетя, которые повышают голос на малыша. Как относиться к тому, что чужой взрослый ругает вашего ребенка? Зачастую такое можно наблюдать в детских садах, школах, песочницах или игровых площадках.
Нередко это возникает из-за безразличия родителей или взрослых, которые сопровождают ребенка. Например, мама вышла на прогулку с малышом, присев на скамью подошла коллега по работе и мама тут уже занята приятным разговором. При этом ребенок идет играть в песочницу и забирает игрушку у другого ребенка, мама на это не реагирует и продолжает общаться с коллегой. Получается вот что, если вы не реагируете на такое поведение вашего ребенка, то, скорее всего, сделает за вас это «чужая тетя». Давайте рассмотрим несколько основных пунктов для того, чтобы правильно отреагировать на ситуацию.
Так что же нужно предпринять, если ругают вашего ребенка. Очевидно то, что перед чужим взрослым ребенок чувствует себя беззащитным. Если же это родитель и взрослый из его семьи, то у ребенка есть поддержка и опора в положительных отношениях с ним.
Поэтому когда ребенку делает замечание или предупреждение его взрослый, то это зачастую воспринимается как норма. Но когда это делает чужой взрослый, ребенка может сильно напугать такой поворот событий.
Чтобы ребенок почувствовал себя защищенным, родителю для начала нужно загородить своего малыша от чужого взрослого, который воспринимается ребенком как опасность и угроза. После этого можно переходить к разговору со взрослым, и тут важно помнить, что дети будут видеть и брать пример поведения, как себя вести в таких конфликтных ситуациях. Правильнее будет если родитель проявит уважение, поздоровается и представится.
Следующее, что нужно сделать, присесть, чтобы взгляд взрослого и ребенка был на одном уровне. Родитель понимает то, что у его ребенка не было плохого умысла, скорее это была ошибка и объясняет, проговаривает что есть свое, а что чужое. При этом не следует делать порицание своему ребенку, так как ребенок сделал это не специально. Поддержите своего малыша и скажите, что если ему понравилась такая игрушка, то мы постараемся купить нечто подобное.
Родителю не стоит анализировать с ребенком то, что произошло, пока он еще переживает эту трудную для него ситуацию. После того, как ребенок немного отойдет. Проговорите с ним, почему так произошло и сделайте выводы из сложившейся ситуации. Желательно не говорить малышу как надо было сделать, а спрашивать его, почему он так поступил и чем он руководствовался. Отсюда можно будет понять, где родитель сделал ошибку в воспитании малыша. И на будущее предотвратить такое поведение. Помните, что ввязываться в спор, отвечать криком и доказывать свою правоту, не разобравшись в ситуации, не стоит. Проанализируйте и трезво оцените происходящее. И если требуются извинение, то покажите пример вашему ребенку и попросите прощения.
Тихие игры перед сном
памятка для родителей
Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства - одного для всех - не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент. Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером "наверстывает упущенное", нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился. Если же ребенок и в садике "ураган", и дома
никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию "в мирное русло". Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем, чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.
Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, "стечет" с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, - они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку "дождик" из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, - и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.
Игры перед сном можно проводить в кровати. Там ребеночек расслабится и в последующем легко заснет. 1. «Волшебный ковер». Можно выделить небольшой коврик и рассказать ребеночку, что ковер этот не простой, а волшебный. А перед сном, чтобы малыш успокоился, можно садиться с ним вместе на этот необыкновенный коврик и начинать рассказ. Для этого малыш должен сидеть с закрытыми глазками. Вы же в свою очередь начинаете сказку со слов «Сегодня наш волшебный ковер полетит…», ребеночек же должен дополнить, куда вы отправитесь. Далее повествование ведут по очереди, дополняя друг друга и фантазируя. Такая игра отлично развивает творческое мышление ребенка. 2. Попробуйте пальцем рисовать что-то на спинке у ребеночка. Малыш же в свою очередь должен угадать. 3. «Кто к нам пришел?» Также можно придумывать животное, а после «топать» руками по спинке ребенка так, чтобы он угадал, что это за зверек пришел. 4. «Волшебный мешочек». Положите в мешочек небольшие игрушки, попросите ребеночка опустить ручку в мешок, взять одну из игрушек и, не вытаскивая таковую из мешочка, на ощупь угадать, что у малыша в руке. 5. Можно на животик ребеночка положить его любимую игрушку. Малышу необходимо глубоко дышать. Так, чтобы игрушечка «плыла» на поднимающемся животике. Это упражнение похоже на упражнения йоги. Оно замедляет дыхание и успокаивает, что отлично подойдет в качестве игры перед сном.
Январь
Консультация для родителей «Если ребенок рисует черным»
Какие могут быть причины у здорового ребенка рисовать картины в черных тонах?
- Кризис 3 лет. В этом возрасте малыши начинают проявлять невероятное упрямство, отрицание и даже негативизм. Если кроха раньше заметил, что его творчество черной краской не вызывает у мамы восторга, озадачивает или даже пугает ее, он может решить для себя, что этот цвет маме не нравится. Тогда он намеренно будет раскрашивать картинку именно черным.
- Начинающаяся болезнь или ненастная погода. У детей от 1 года до 5 лет очень развита чувственная сфера. Но не все малыш может выразить при помощи слов, как это делают взрослые. Если ребенок чувствует, что начинает заболевать, у него недомогание, он, еще не понимая толком происходящего, может начать выражать свое самочувствие в рисунке. А если за окном грязь, слякоть, и преобладают серые, черные, коричневые цвета, то он просто может изображать все, как есть – грязное, черное, мрачное. Ни в случае начинающейся болезни, ни в случае реакции на погоду нельзя говорить о нарушениях психоэмоциональной сферы у ребенка, если он рисует в темных тонах.
- Развитая фантазия. Часто дети, рисуя, одухотворяют картину. Они искренне верят, что изображенный домик — самый настоящий, или в нарисованной коробке можно что-то хранить. Если малыш закрашивает рисунок черной краской, он, вероятно, так пытается спрятать что-то в домике или коробке. Чтобы понять это, достаточно спросить его, что спрятано за чернотой? Для ребенка имеет значение не цвет, а информативное содержание его картины.
- Темная одежда. Малыши, которым мамы покупают практичные темные вещи, которые меньше пачкаются, наиболее часто изображают на своих рисунках мир в черном цвете. Почему так происходит? Просто они любят рисовать черным, поскольку привыкли ассоциировать себя с темным, а рисунок для крохи — частичка себя.
Когда начинать бить тревогу?
- Если помимо рисунков черной краской ребенок демонстрирует другие странности в поведении. Например, сын или дочь рисует «черноту», и при этом почти не контактирует с ровесниками, взрослыми (кроме родителей), страдает ночными кошмарами, проявляет агрессию по отношению к животным и людям.
- Если вашему ребенку уже 10 лет, а он продолжает рисовать черной краской, это может говорить о нарушениях психологического плана.
- Если в рисунках ребенка преобладают агрессивные сюжеты –война, убитые люди, перечеркнутые черным лица, повторяющееся сочетание черного и красного цветов.
- Если ребенок всегда рисовал яркие картины, а после каких-то определенных неприятных ситуаций в жизни начал использовать в своем творчестве только черный цвет, это может быть проявление послестрессового синдрома. Рисунки малыша, несущие в себе негатив, могут говорить о перенесенном стрессе.
Взрослые должны понимать, что нет на свете цветов хороших и плохих. Это лишь цвета. Значение имеет совокупность факторов. Чтобы понять, почему малыш рисует то или иное, важно знать, в каком настроении он взял в руки карандаши, о чем он думает в момент создания рисунка, как он себя чувствует. Если ребенок рисует маму в черном цвете, себя, кота Ваську и соседку тетю Катю и при этом остается жизнелюбивым и позитивным ребенком, любит маму и кота, не боится соседку, ничего страшного, как мы уже выяснили, нет. Просто так ему больше нравится. Но если у крохи конфликт с кем-то из членов семьи, и изображать черным он начинает именно этого человека, стоит обратиться за консультацией к детскому психологу или арт-терапевту. В большинстве случаев ребенок рисует черным, потому что ему так нравится.
Как выяснить, что ребенок имел в виду, создавая черную картину? Детально расспросите его о сюжете рисунка. Выясните, кто, почему и зачем изображены на ней. Задавайте наводящие вопросы, чтобы чадо смогло более конкретно сформулировать мысли. И если ребенок сумеет рассказать, то по поводу бессознательного выбора черной краски переживать не стоит. Рисунок для ребенка — способ выхода внутренней энергии. Не исключено, что по прошествии нескольких дней гамма изменится на более яркую. Если «темный период» в творчестве затянулся, и появились физические признаки неблагополучия малыша, проконсультируйтесь со специалистами. Они с помощью дополнительных методик смогут выяснить, что произошло и как помочь юному художнику.
Февраль
Интернет-безопасность детей – ответственность взрослых
консультация для родителей
Наши дети – главная ценность в жизни. Защищать детей от различных неприятностей становится непростой задачей. Современные телефоны и планшеты становятся все сложнее. В связи с этим родителям необходимо постоянно совершенствовать свои знания технологий, чтобы помогать детям правильно использовать гаджеты.
Родители должны быть всегда готовы к моменту, когда ваш ребенок найдет в сети что-то незнакомое и будет нуждаться в разговоре с кем-то более опытным. Важно вовлечь ребенка в диалог. Поэтому в семье так важна доверительная атмосфера, где дети могут свободно задавать вопросы и получать исчерпывающую информацию в доступной форме. Сегодня полный запрет доступа детей к технологиям не решает проблему безопасности. Современные технологии – важная часть повседневной жизни, необходимая для развития. Вместо установления ограничений, поговорите с детьми о безопасности и организуйте взаимодействие ребенка с гаджетами.
Родителям не следует забывать про периодический контроль виртуальных друзей и сообществ, в которых ребенок ведёт деятельность. Если тематика сообщества не понятна, попросите ребенка это пояснить, поищите информацию в Интернете – даже картинки и символику сообществ можно проверить через сервис "Поиск по картинке", предоставляемый компаниями "Яндекс" и "Google".
Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Родители должны знать интересы и цели детей, которые используют сеть Интернет. Рекомендуется допускать использование сети Интернет детьми в присутствии взрослых. Доступ к данному информационному ресурсу должен быть эффективным и безопасным. Необходимо исключить доступ детей к ресурсам сети Интернет, содержание которых противоречит законодательству Республики Беларусь, может оказать негативное влияние на несовершеннолетних.
Каждый, кто пользуется социальными сетями, должен помнить, что информация о комментариях, отметках «лайк», нажатии кнопки «Поделиться с друзьями» становится достоянием друзей пользователя, а то и друзей его друзей. То есть определённый круг людей сможет увидеть, какая фотография, видеоролик, картинка или текст заинтересовали того или иного пользователя.
Дети до 5-7 лет могут создать проблему, нечаянно перейдя по ненадежной ссылке или нажав неудачную комбинацию клавиш. Угрозы возникают из-за неопытности, неосторожности, невнимательности родителей.
Белорусские детские сайты
Детский правовой сайт
www.mir.pravo.by
Народныя казкі для дзетак ад ЮНІСЕФ
www.kazki.unicef.by
Сайт «Эльфик» www.elfik.by
Сайт Министерства обороны Республики Беларусь «Детям об армии»
www.deti.mil.by
Портал для детей больших и маленьких
www.deti.by
Семейный портал www.rebenok.by
Маленькие задиры или в чем причины драчливости
консультация для родителей
Ребенок дерётся, что делать? Кто из родителей когда-нибудь в процессе развития и воспитания своего чада не задавал такой вопрос? Вот только вчера малыш не мог ничего сделать в ответ на выпады обидчиков, а сегодня уже сам раздает тумаки налево и направо. И наиболее часто этот период «перевоплощения» выпадает на возраст 3 лет.
Упрямство, строптивость, агрессия малышей 2-3 лет нередко является главными «помощниками» нормального развития. В этот период ребенок начинает осознавать свою «отдельность» от мира. Очень важно сейчас поддержать порыв ребенка к самостоятельности, не потакая при этом капризам.
Совет первый – сохраняйте спокойствие!
Когда малыш делает что-то не так, неправильно или, нарушив правила поведения, прежде всего, следует спокойно и доброжелательно объяснить ему, как нужно поступать в данной ситуации. Вспомните, как вы учили свою кроху чистить зубы или правильно держать в руке ложку. Вот точно также следует рассказывать о правилах поведения в обществе: нельзя бить другого ребенка, отнимать игрушки, брать чужие вещи без разрешения, грубить взрослым, перебегать дорогу. Более того, малыш должен понять, что такое поведение дает другим людям право не общаться с задирой. А потому ребенок рискует остаться без друзей. А этого не хочет никто. Далее разговор необходимо повернуть в сторону коррекции поведения – дать ребенку варианты альтернативного поведения в данной ситуации.
Совет второй – поощряйте желание крохи пробовать что-то новое, учите быть самостоятельным и не бояться самостоятельности
Каждая мама должна понимать, что малыш не может преуспеть сразу во всем. Необходимо наблюдать за тем, чем малыш любит заниматься, что у него получается лучше всего, что приносит большую радость, а что никак ему не удается. В связи с этим следует поддерживать его в первом случае и не настаивать на достижениях во втором. Когда мама чувствительна к ребенку и его предпочтениям, он становится спокойнее и доброжелательнее.
Совет третий – не заставляйте сдерживать ребенка негативные эмоции
Если каждый раз твердить малышу – не злись, не кричи, мы добьемся того, что малыш, вопреки собственным ощущениям, начнет прятать негативные эмоции, подавлять их, что может привести к депрессии и нервному срыву. Но не стоит поощрять проявление агрессии на людях, выплескивать эмоции на окружающих, лучше подсказать иной способ «разрядки» – смять бумагу, порвать ее, громко покричать в уединенном месте, потопать там же ногами. Можно нарисовать «Злобу», а потом раскрасить ее яркими красками, превратив в «Доброту» или же слепить из пластилина, а потом трансформировать в хорошее. В качестве «разрядки», можно использовать игры: шуточную драку на воздушных шариках, «обзывалки» безобидными словами «Ты – стол, а ты – табуретка, ты – суп, а ты – вермишель…». Можно использовать волшебный мешочек, куда выкрикивается вся обида и злость, а потом плотно завязывается шнурком. Этот мешочек можно вынести и во двор, раскрыть, выпуская содержимое; или выбить, как маленький коврик.
Совет четвертый – ошибки малыша – часть учебного процесса
Когда ребенок пытается научиться новому, он неизбежно будет допускать ошибки. Запаситесь терпением. Объяснив малышу порядок действий, подождите, пока он попробует справиться сам. Если ребенок скажет, что не может выполнить задание самостоятельно, объясните ему все шаги еще раз, возможно, более развернуто. Не торопите и не ругайте его. Ведь у всех детей разный темперамент и способности. А оценка родителей для малыша, на данный момент, – единственный и основной способ составить о себе мнение. Он верит вам безоговорочно, и ваша отрицательная оценка, нелестный отзыв о его умениях может оставить глубокий след в его душе. Боясь не понравиться родителям, малыш может и вовсе отказаться браться за какое-либо дело. Иногда ребенок дерется из любопытства, ожидая определенную реакцию от обиженных им и иногда повторяя эксперимент из-за непонимания. Например, когда малыш ударяет бабушку, а она в ответ улыбается и говорит ласково «драчун», ребенок может перенести этот опыт на детскую площадку. Только в роли бабушки будет сверстник, а результат малыш будет ожидать тот же позитивный, что и с бабушкой. Иногда ребенок дерется, чтобы таким способом самоутвердиться, особенно, если в семье царит чрезмерная строгость, а между ребенком и родителями прохладные отношения.
Совет пятый - у малыша должны быть обязанности по дому
Если вы придумаете малышу определенные обязанности по дому, то это станет своеобразной формой поощрения растущей самостоятельности крохи. Что можно поручить малышу 2-3 лет? Например, раскладывать перед едой столовые приборы. Если бы не он, вся семья могла бы остаться без обеда. Карапуз будет чувствовать свою «нужность» семье, а в его понимание, это означает, что он нужен всему миру. Потому что их дом и отношения в семье – это прототип устройства всего мира в целом!
Совет шестой – попробуйте понять своего ребёнка
Надо понимать, что не всегда и не все обвинения в адрес вашего ребёнка соответствуют действительности. И даже если они верны – ваш задира бросил песок в глаза другому ребенку или отнял у него игрушку, – попытайтесь понять, почему он так поступил. Возможно, это говорит о том, что пришло время научить его чему-то новому, скажем ведению переговоров со сверстниками или осознанию, что не все в жизни будет так, как он хочет, что надо принимать других людей такими, какие они есть. Важно показать малышу, что есть иные способы выхода из конфликтных ситуаций, кроме физического насилия. Читайте добрые сказки, смотрите вместе поучительные мультфильмы, например, «Хочу бодаться». Никогда не следует давать ребенку понять, что вы его не любите, – вам просто не нравится его поведение.
Совет седьмой – выработайте стратегию поведения
Если вспышки агрессии у ребенка повторяются, если он продолжает драться и обижать других детей, вы должны уметь правильно отреагировать на это. Не кричать в ответ, не обижать на людях, а громко извиниться за своего ребенка, отвести его в сторону, показать плачущего, обиженного им малыша и предложить подойти и пожалеть. Обязательно присесть и наладить визуальный контакт, глаза в глаза, сказать, как расстроило вас такое поведение ребенка. Начинать фразы лучше с описания состояния малыша «Ты зол, что мальчик забрал твою лопатку, но…», «Ты обижен, потому что хотел первым добежать до лесенки, но…». Можно попросить других мам сделать ребенку замечание, сказать строго – не трогай моего сына/дочку.
Самый главный совет – во всем показывайте ребенку пример!
Ребенок учится на примерах своих любимых родителей. И если ваши слова расходятся с делом – это еще один повод к возникновению конфликтов и непониманию в семье. А сам ребенок начинает метаться и не понимать, что же на самом деле правильно? И, как правило, выбирает не то, что говорят, а то, что видит. Если ваш ребенок дерется, никогда не стоит в ответ применять физическую силу, это лишь подтвердит мнение ребенка о правильности своих агрессивных поступков.
Март
Синдром навязчивых движений у детей
консультация для родителей
Если ребенок на каком-то этапе начинает постоянно повторять одно и то же движение или серию движений, это, естественно, может обеспокоить родителей. Например, малыш бесконтрольно грызет ногти, выполняет странные движения головой или руками, постоянно накручивает волосы на палец или даже выдергивает их и т.д. Действительно, такое поведение должно обратить на себя внимание, поскольку может свидетельствовать о правлениях синдрома навязчивых движений у детей.
Данный синдром можно назвать распространенным среди детей. Повторение однотипных монотонных движений достаточно часто встречается у детей младшего школьного и дошкольного возраста. Родителям следует понимать, что синдром навязчивых движений у детей не является каким-то отдельным заболеванием. Это комплекс нарушений и расстройств на эмоциональном и психологическом уровне. С другой стороны, сидром не является психическим заболеванием, поэтому при его диагностировании у ребенка не стоит впадать в панику. Особенность синдрома в том, что движения, выполняемые ребенком, не имеют видимой мотивации и их очень сложно взять под контроль. Диагностирование у ребенка данного синдрома ни в коем случае не следует воспринимать, как приговор. Обращение к специалисту поможет справиться с ним. Более того, в большинстве случаев не требуется лечение в классическом понимании этого процесса.
Причины синдрома навязчивых движений
Специалисты выделяют основной причиной синдрома навязчивых движений у детей пережитое эмоциональное потрясение или стресс. Когда ребенок в силу своего возраста еще не способен справиться с охватившими его чувствами и не может их выразить, он находит для них выход на простейшем физическом уровне. Эмоциональное потрясение в итоге выливается в череду навязчивых однотипных действий. Можно говорить о временном характере таких проявлений. После того как ребенок успокаивается, приходит в состояние эмоционального равновесия, необходимость в ненужных непроизвольных движениях и действиях отпадает сама собой.
Основные психологические причины синдрома навязчивых движений у детей:
- резкая смена условий или места, в которых проживал ребенок – это может быть связано с переездом, когда ребенок выпадает из привычной зоны комфорта;
- тяжелая психологическая обстановка в семье – скандалы между родителями, развод, проявления физического насилия между взрослыми в присутствии ребенка;
- ошибки, допускаемые взрослыми при воспитании ребенка – психологическое подавление, чрезмерная строгость, физические наказания и пр.;
- попадание ребенка в конфликтные ситуации с ровесниками.
Каждый случай индивидуален. Порой, после обращения родителей с проблемой может оказаться достаточно доверительной беседы психолога с ребенком. Психолог помогает решить психоэмоциональную проблему малыша, и в дальнейшем, попадая в аналогичные ситуации, он сможет справляться с ними самостоятельно. В других же случаях может потребоваться и медикаментозное лечение синдрома навязчивых движений у детей.
Симптомы синдрома навязчивых движений
Проявления синдрома очень индивидуально для разных детей. Многое зависит от характера и темперамента малыша, от его физических особенностей. Наиболее распространенными у детей являются тики. Их можно назвать простейшей формой, в большинстве случаев подобные физические проявления внезапно появляются и внезапно проходят. Более сложная форма проявления синдрома – это бесконтрольное стремление грызть ногти или кожу вокруг них, сильное покусывание губ, частое моргание, шмыганье носом или регулярное покашливание. Более выраженные проявления – раскачивание корпуса, непроизвольные движения кистями или размахивания руками, дерганье головой и т.д. Но если такие проявления единичны и происходят редко, то особой опасности они не представляют. Усугубить ситуацию может резкая реакция родителей на проявления синдрома. Если они начинают пытаться силой или криком прервать подобные действия, то у ребенка может это вызвать обратную реакцию и от волнения движения только усилятся. Итогом может стать истерика малыша и это будет вполне ожидаемой реакцией на неадекватные действия взрослых. Родителям совместно с ребенком необходимо обратиться за консультацией к специалисту: детскому психологу, психотерапевту, неврологу.
Апрель
Ребенок и гаджеты: практические советы
памятка для родителей
Вашему ребенку от 3 до 7 лет и он все свободное время проводит за гаджетами и больше ничем не интересуется? Вы стали его ограничивать, но это только усугубило ситуацию и отдалило вас друг от друга? В этой статье разбираемся, как находить баланс, чтобы ребенок часами не зависал в гаджетах и научился использовать их с умом.
Почему ребенок пропадает в гаджетах? Почему дети убегают в гаджеты и больше предпочитают виртуальный мир реальному?
-предлагаемые там развлечения — это простой способ получить положительные эмоции, не затрачивая усилий.
-за короткое время ты можешь пережить опыт и эмоции, которых никогда не испытывал в реальной жизни.
-родители не контролировали время, проводимое ребенком за гаджетом или потому, что в виртуальном мире, ему лучше и безопаснее, чем в реальном.
Как гаджеты могут навредить? До 4 лет нервная система ребенка интенсивно развивается. Для этого необходимы специальные стимулы, которые ребенок получает из внешней среды. Как думаете, когда лучше всего развивается воображение ребенка? Конечно, когда ему скучно. Например, он выходит на улицу и находит палку. Что можно делать с этой палкой? Ей можно копать, ей можно рисовать на песке и ей можно по чему-нибудь стучать, слушая звук. Ее можно превратить в волшебную палочку и заколдовывать свои игрушки. Видите, сколько всего можно придумать? А если большую часть времени ребенок проводит в гаджетах, такого развития не происходит. В результате снижается познавательный интерес, ухудшается концентрация внимания и способность к обучению. Кроме того, снижается физическая активность, что приводит к различным нарушениям со зрением, опорно-двигательным аппаратом и пищеварительной системой. С другой стороны – без гаджетов сегодня никуда. Они значительно упрощают нашу с вами жизнь. Стремительно развивается цифровое образование. Привычные книги и прописи сегодня уходят на второй план, уступая место обучающим играм и приложениям, которые не хуже, а то и лучше помогают развивать логическое мышление, внимание и память.
Несколько советов, которые помогут:
1. Не запрещайте – ищите другие варианты. Не кричите, не вырывайте гаджет из рук, а спокойно предлагайте альтернативу. Например, позовите его помочь вам готовить или предложите вместе сходить в магазин. Такой подход избавит вас от ссор и истерик и поможет сохранить теплые отношения.
2. Научите использовать гаджет правильно. Например, вашему ребенку нравятся динозавры, но вы не можете в деталях рассказать ему события доисторических времен. Найдите в интернете документальный фильм или мультфильм про динозавров и пусть ребенок посмотрит, а вы займетесь делами. После вы можете спросить у него, что интересного он узнал или предложить игру по теме. Например, можно попробовать нарисовать понравившегося динозавра или слепить его из пластилина. Благодаря такому подходу ребенок будет учиться пользоваться интернетом и вместе с тем развиваться.
3. Установите определенный лимит времени. Ориентируясь на возраст ребенка, определите допустимое время, которое ваш ребенок может проводить в руках с телефоном. По мере взросления – это время можно увеличить. Но не забывайте также про реальную жизнь.
4. Воспитывайте в ребенке самостоятельность и ответственность. Например, вы разрешаете ребенку пользоваться гаджетом около 1,5 – 2 часов в день. Позвольте ему самостоятельно устанавливать таймер и отслеживать это время. При этом скажите, если он не справится сам, то вы сами будете контролировать его. Ответственному ребенку проще будет расставить приоритеты и отложить гаджет в сторону. А если ребенок в нужный момент сможет оторваться от любимой игрушки, то и вреда от этого не будет.
5. Следите за контентом и учите безопасности. Пусть ребенок использует гаджеты больше в образовательных целях.
Следите, чтобы у него в приоритете были развивающие игры, документальные детские фильмы или мультики, которые развивают познавательный интерес и логическое мышление. Начните с детства рассказывать о том, с чем можно столкнуться в интернете.
Главное – будьте примером.
Правильно расставляйте приоритеты и откладывайте в сторону гаджеты, когда рядом с вами ребенок. И тогда не придется искать ответы на вопросы «Почему?» и «Как?», а врожденная мотивация к познанию окружающего мира не угаснет, а будет с вашей помощью переходить на новые уровни сложности. Ведь, гаджеты – не зло, если правильно их использовать!
Май
Значение познавательных процессов в интеллектуальном развитии детей
памятка для родителей
Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему. Дошкольное детство– один из самых важных этапов жизни ребёнка. Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).
К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине. Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений, установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет): у детей возрастает объём памяти до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т. д. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина
и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Увеличивается устойчивость внимания. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т. д. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Примерный перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста
Упражнение № 1. «Кого не стало?». На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек. Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.
Упражнение № 2. «Кто лишний?». На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку. Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.
Упражнение № 3. На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются. Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.
Упражнение № 4. На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т. д.) . Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки. При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.
Упражнение № 5 «Что я назвала?». Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске (фланелеграфе)
Упражнение № 6 «Повтори за мной». Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т. д.
Упражнение № 7 «Машина клумба». На фланелеграф (или доску) помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы. Аналогично работа проводится с другим цветом.
Упражнение № 8 «Кто самый внимательный?». Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.
Упражнение № 9 «Какой предмет лишний?». Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)
Упражнение № 10 «Назови одним словом». Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша, апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т. д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т. д.)
Упражнение№ 11 «Четвёртый лишний». Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т. д). При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)
Упражнение № 12 «Найди меня». На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.
Упражнение№ 13 «Чья тень?». На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)
Упражнение № 14 «Чего не хватает?». Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит. д.) . Ребёнок называет недостающую деталь.
Упражнение№15 «Какие предметы спрятались? »
Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.
Упражнение№16 «Собери картинку». Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т. д.
Упражнение№17 «Загадки». Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.
Опасный незнакомец
памятка для родителей и детей
Мы говорим детям: «не разговаривай и не уходи с незнакомым». Но этого правила недостаточно. Безопасность в нюансах. Поясните ребенку следующее:
- Незнакомец — не только мужчина, но и женщина, ребенок или пожилой человек.
- Большинство людей — хорошие, но некоторые — опасны, и внешне их не отличить.
- Обменяться именами не значит стать знакомыми, это лишь вежливость.
- Помогать друг другу — здорово, но взрослому поможет только взрослый.
- Иногда отказать неудобно, мы боимся обидеть человека, но отказ — не оскорбление.
- Если тебе угрожают, не прячься, а беги в людное место.
- Не нарушай правила поведения с незнакомыми ради вежливости или из-за стеснения.
Дети зависимы от взрослых и не могут о себе полноценно позаботиться, себя защитить. Чтобы развиваться, исследовать мир и понимать «какой я», ребенку необходимо чувствовать себя в безопасности.

От чего нужно защищать детей?
- Эмоциональное насилие Когда мы слышим слово «насилие», мы не ассоциируем себя с ним. Однако насилие, помимо физического, бывает еще и эмоциональным Оно передается из поколения в поколение, срастаясь с нашим сознанием так, что кажется нам обычным воспитательным процессом. «Тема закрыта, мультиков ты больше не получишь», «я сказала, закрой рот», «без почему! Потому что я так сказала», «Мой дом, мои правила. Не нравится, иди жить на улицу», «Поплачь, меньше пописаешь», «На обиженных воду возят» и другие фразы — вокабуляр эмоционального насилия над ребенком. Их говорит тот, у кого власть, кто может обесценить чувства детей, постоянно обвинять их или стыдить, сравнить с сиблингами, использовать неуважительные выражения, игнорировать их желания.
Ребенок — это человек, только очень маленький. И он обладает всеми теми же эмоциями, что и взрослый. Только их интенсивность часто еще сильнее.
- Психоэмоциональные потрясения Ментальное здоровье детей— то, на что обращают крайне мало внимания. Дети оказываются в крайне уязвимом положении: конфликты со сверстниками, постоянный контроль со стороны родителей, высокая тревожность взрослых. Детям очень нужна ваша безусловная любовь, понимание и поддержка.
3.Дефицит движения Мы очень много сделали на пути защиты детей от угроз, насилия, детских травм. При этом движения в жизни наших детей порой недостаточно. Дети много времени проводят в неподвижной, застывшей позе — за играми в интернете и гаджетами. К сожалению, от неподвижности страдает не только тело, но и психика. Детям нужно много спонтанного движения, нужно бегать, лазать, падать без родительского контроля, исследовать.

Личные границы ребенка
памятка для родителей
Личные границы – своеобразный барьер, который человек выстраивает между своим внутренним миром и окружающей его действительностью. Личные границы призваны защищать «Я» человека: его осознание себя как отдельной личности, его право на свои желания, на своё мнение, его право на физическую неприкосновенность и эмоциональную автономию.
Даже самому маленькому ребенку важно иметь «собственность». Это может быть коробка с игрушками или сундучок с «сокровищами». Это некие неприкосновенные вещи, принадлежащие ребенку. Некое пространство, о котором ребенок может сказать «мое». Это крайне важно для того, чтобы у ребенка сформировалось понятие личной границы, чтобы он мог эту личную границу осознавать. Если взрослые с уважением относятся к границам ребенка, ребенок учится уважать чужие и свои границы, растет ответственным.
По каким признакам можно определить слабые личные границы?
- ребенку крайне сложно сказать другому «нет»;
- зависим от мнения окружающих;
- легко поддается влиянию других детей;
- сохраняет отношения с детьми, которые их обижают;
- старается всем угодить и быть таким, каким его хотят видеть другие;
- очень застенчив;
- ему сложно высказывает свое мнение.
Как родители или взрослые могут поддержать ребенка в овладении навыком отстаивания личных границ:
- Показывайте своим примером, как уважать чужие границы и правильно отстаивать свои. Родители для детей – это пример и образец для подражания, именно через вас ребенок усваивает правила выстраивания отношений с другими людьми и правила поведения в обществе.
- Спрашивайте разрешения, когда хотите поцеловать или обнять ребенка. Так вы поможете осознать своему ребенку, что его тело принадлежит ему.
- Не распоряжайтесь самовольно вещами ребенка: не выбрасывайте, не отдавайте кому-либо, не меняйте порядка на полках в одиночку. Лучше все эти моменты оговорить с ребенком и сделать совместно с ним.
- Если у ребенка есть своя комната или у ваших детей есть одна комната на двоих, не забывайте стучаться в дверь, перед тем как войти. Спустя время вы сами почувствуете, как здорово, если ребенок стучится в вашу комнату перед тем, как в нее ворваться.
- Уважайте свободное время ребенка. Предлагайте, но не навязывайте проводить досуг так, как считаете правильным вы сами.
