Страничка учителя-дефектолога специальной группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи

В 2024/2025 учебном году

функционирует  две специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

(воспитанники 4-5, 5-6 лет)

 

График работы учителя-дефектолога

государственного учреждения образования

«Детский сад № 12 г. Лиды»

Крупович Илоны Анатольевны

на 2024/2025 учебный год

 

 

Дни недели

Время работы

Консультации

 

Понедельник

8.05-12.30

 

 

Вторник

8.05-12.30

 

 

Среда

8.05-12.00

 

 

Четверг

8.05-12.00

12.05-12.30

для педагогов

 

Пятница

8.15–11.35

 

7.45-8.15

для законных представителей

 

 

График работы учителя-дефектолога

государственного учреждения образования

«Детский сад № 12 г. Лиды»

                                               Мартинкевич Анастасии Валерьяновны

на 2024/2025 учебный год

 

 

Зачисление обучающихся в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании:

-заключения центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (с рекомендациями по организации коррекционно-педагогической помощи, с указанием периода, в течение которого рекомендовано оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся);

-заявления законного представителя обучающегося.

Обучение и воспитание в специальной группе осуществляются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, иными актами законодательства Республики Беларусь.

Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания

 

является преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, социальная адаптация и интеграция детей в общество. Особое внимание уделяется развитию речи как средства общения, коррекции общего и речевого поведения, нормализация регуляторной деятельности детей.

 

Задача, которую решает учитель–дефектолог (учитель-логопед) группы -формирование правильной речи детей, как полноценного средства общения. Задача решается в преемственности с  воспитателями группы.

 

Учитель-дефектолог определяет общие и частные задачи развития речи детей, намечает объем и содержание коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется по двум направлениям: устранение собственно речевого нарушения; преодоление и предупреждение вторичных проявлений.

Учитель –дефектолог (учитель-логопед) проводит следующие виды занятий:

-занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи,

-занятия по формированию произносительной стороны речи,

-занятия по образовательной области «Подготовка к обучению грамоте» (в старшей группе),

-занятия по образовательной области «Развитие речи».

В зависимости от периода обучения количество занятий меняется. В процессе обучения используются различные формы организации занятий: индивидуальные, подгрупповые. Ежедневное количество занятий, их продолжительность определяются расписанием занятий, которое составляется с учётом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий определяется индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся и составляет 20-25 мин.

Учитель-дефектолог специальной группы  проводит консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся по вопросам индивидуализации обучения и воспитания ребенка (см. вкладку «Информация для родителей (законных представителей)», «Для педагогических работников»)

 

Кабинет учителя-дефектолога 

специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы 

        

 

 

 

Учреждение образования «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

г. Лида, проспект Победы, 7

Тел. 8(0154) 646593

 

Необходимые документы для прохождения

ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (ПМПК)

  1. Медицинская карточка с прохождением следующих специалистов:

 врач-психиатр , невролог, ЛОР, окулист

  1. Характеристика на обучающегося  из  учреждения дошкольного образования (подпись и печать руководителя).
  2. 3Паспорт(одного из родителей или ребёнка)

Обращаем Ваше внимание:

- обязательным условием прохождения комиссии является присутствие вместе с ребенком законного представителя - родителя, опекуна (при наличии паспорта).

По результатам проведённого обследования оформляется заключение Центра на каждого обучающегося, нуждающегося в коррекционно-педагогической помощи. Оно содержит: описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения, рекомендации об обучении и воспитании. На заключении Центра в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя.

Заключение является документом, необходимым для зачисления ребенка в специальную группу для детей с ТНР  для оказания  коррекционно-педагогической  помощи.

 

свернуть

Консультации



 

Консультация для родителей

«Необходимость развития речевого дыхания»

 

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

 

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного), является произвольным.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым?

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

  • неумение рационально использовать выдох;
  • речь на вдохе;
  • неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

  • дутье через соломку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шаров;
  • дутье на разноцветные вертушки;
  • игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • дутье на одуванчики весной.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино»

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк»

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

 

«В лесу»

Логопед ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

«Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

 

Заключение

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

Литература

  1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  3. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.
  4. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.

 

 

«Зарядка для ума» или

развитие межполушарного взаимодействия

                                   

Педагоги дошкольных учреждений давно выполняют с детьми пальчиковую гимнастику, зная, что систематические упражнения по развитию тонкой моторики рук оказывают положительное влияние на развитие речи. Как утверждают многие учёные, уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений рук. Авторы практической кинезиологии считают, что специальные упражнения для пальцев воздействуют на активность мозга, корректируют проблемы психики. Перечисленные задачи решает кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Развитие интеллекта детей напрямую зависит от взаимодействия полушарий головного мозга (осуществление переноса информации из одного полушария в другое), от равного развития полушарий коры головного мозга. Отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность. Чем более уравновешены полушария головного мозга, тем более способным или одарённым станет ребёнок.

Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий.

Кинезиология актуальна в первую очередь для групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. У детей с общим недоразвитием речи недостаточно развита моторика кистей и пальцев рук, нарушена координация движений. Внимание неустойчивое, ограничены возможности его распределения. Вербальная память снижена, словесно - логическое мышление отстаёт от возрастной нормы. Дети с трудом сравнивают и обобщают, анализ и синтез формируется медленно. В коррекционной работе по развитию речи логопеды ищут эффективные методы учитывая особенности психических процессов и поведения своих учеников.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее изменения. Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга. Педагоги, использующие в своей деятельности специальную гимнастику отмечают повышение работоспособности, активизацию интеллектуальных и познавательных процессов.

Комплексы включают такие упражнения:

  • дыхательные упражнения: развивают самоконтроль и произвольность;
  • растяжки: оптимизируют тонус (снижают мышечное напряжение, мышечную вялость;
  • упражнения для пальцев и кистей рук: развитие моторики, повышают работоспособность ,способствуют развитию речи;
  • глазодвигательные упражнения: улучшают восприятия, расширяют поле зрения;
  • упражнения для тела: повышают устойчивость внимания, улучшают память, активизируют мышление;
  • упражнения для релаксации: расслабляют, снимают напряжение.

Результативность коррекционно-развивающей работы зависит от соблюдения определённых условий. Лучше заниматься упражнениями утром, регулярно, стараться точно следовать инструкциям , проводить гимнастику по специально разработанным комплексам. Длительность занятий по каждому комплексу составляет две недели.

Для старших дошкольников разработана методика выполнения кинезиологических упражнений. Автор - Сиротюк А.Л.

Предлагаю вниманию педагогов некоторые упражнения.

Упражнение «Велосипед» выполняется в парах. Дети стоят друг напротив друга, касаясь ладонями. Совершаются движения аналогичные езде на велосипеде. Каждый ребёнок делает вращательные движения руками от себя и на себя, при этом важно, чтобы дети прочувствовали синхронность движений.

Упражнение "Полёт " выполняется стоя. Дети выполняют взмахи руками, разведёнными в стороны. Слушают педагога. - Закройте глаза, представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.

Упражнение "Дерево" выполняется в положении сидя на корточках.

- Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и постепенно превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

Упражнение "Кошечка" выполняется стоя на четвереньках. - На вдохе прогните спину, поднимая голову вверх - кошечка потягивается, на выдохе прогибайте спину, опуская голову.

Наиболее полезны и интересны детям упражнения «Рожицы» - выполнение мимических движений, «Зеркало» - повторение движений за другим ребёнком, «Клад» - поиск предмета по чёткой инструкции ведущего.

 

Сентябрь БУКЛЕТ Артикуляционная гимнастика.doc / Облако Mail.ru

свернуть
поделиться в: