Организационно-методическая деятельность учреждения дошкольного образования по гражданственному и патриотическому воспитанию участников образовательного процесса
Образовательный проект "Я и Родина моя"
НАШ ГОРОД-ЛИДА
Город Лида является вторым по величине в Гродненской области, кроме того, у него достаточно древняя история, благодаря чему он может предложить ряд интересных мест и запоминающихся достопримечательностей. Что же стоит посмотреть в первую очередь, в Лиде.
Своим возникновением город обязан князю Гедимину. По воле этого правителя Великого княжества Литовского в 1323 году на берегах реки Лидеи было основано поселение. Лида расположилась в западной части Беларуси, близ ее нынешних границ с Литвой и Польшей. В этих землях сохранилось наследие разных эпох и культурных традиций, что делает город интересным для туристов. В начале приведены наиболее известные и интересные места, с которыми ассоциируется город – сюда путешественники стремятся попасть первоочередно.
Лидский замок князя Гедимина
Адрес: Замковая ул., 1, корп. 2.
Ровесник города и главный его культурно-исторический символ – замок 1323 года. Фортификационное сооружение из красного кирпича и бутового камня с двумя массивными остроконечными башнями имеет форму неправильного четырехугольника. Свидетель непростой истории белорусских земель, он стал «сердцем города» во всех смыслах этого слова.
Замок был оборудован так, чтобы можно было не покидать его стен – внутри находилось всё необходимое. Крепость неоднократно подвергалась нападениям, переходила из рук в руки, разрушалась практически до основания.
Источник: https://tur-ray.ru/lida-attractions.html
В 50-е годах XX века Лидский замок признали памятником архитектуры. В 1982 году была начата реставрация с целью воссоздания исторического облика. В наши дни замок – один из туристических и культурных центров города. В башнях работает музейная экспозиции, проводятся экскурсии. Внутренний дворик служит площадкой для проведения массовых мероприятий, мастер-классов, исторических реконструкций.
Памятник князю Гедимину
Адрес: Грюнвальдская улица.
Основатель города Лида – литовский правитель, занимавший княжеский престол в 1316 по 1341 гг., родоначальник династии князей Гедиминовичей. Величественное изваяние князя Гедимина у стен Лидского замка появилось в 2019 году.
Считается, что памятник иллюстрирует торжественный въезд правителя в принадлежащий ему замок, Гедимин изображен в мантии и без шлема. Конная статуя шестиметровой высоты весом в две с половиной тонны – творение скульпторов Ольги Нечай и Сергея Оганова, архитектором выступил в Сергей Багласов.
Этот архитекторский проект выбрали по результатам конкурса, который был объявлен в 2017 году. В качестве консультанта к работе над памятником был привлечен минский историк Николай Плавинский.
Источник: https://tur-ray.ru/lida-attractions.html
Бывший монастырь Пиаров. Свято-Михайловский собор
Адрес: Советская ул., 20.
В конце XVII века в городе Лида был основан католический монастырь, относящийся к ордену пиаров. Комплекс монастырских строений формировался с 1797 по 1825 гг. На строительство главного храма, который изначально возводился как католический и именовался Иосифовский костел, средства выделил сам император Павел I.
Позже монастырь был передан православной церкви. В 1860-е годы, когда храм пострадал в пожаре, его существенно перестроили. Так появилась православная церковь, освященная в честь Архангела Михаила. Точной датой её строительства указывается 1863 год. Свято-Михайловский храм – наследник монастыря пиаров – воплощает архитектурные традиции зрелого классицизма.
В архитектурном облике воплощены характерные черты античного дорического ордена. После революции, в 1919 году церковь вновь стала Католической. В эпоху советской Белоруссии использовалась как планетарий. Вновь стала исполнять функцию православной церкви с 1996 года, сегодня пребывает в статусе кафедрального собора.
Источник: https://tur-ray.ru/lida-attractions.html
Историко-художественный музей
Адрес: ул. Победы, 37А.
В главном городском музее краеведческой направленности представлены три основные тематики – историческая, природная и художественная. В постоянной экспозиции музея работает выставка, посвященная современному искусству, где демонстрируются произведения местных мастеров.
Исторические экспозиции охватывают археологические и этнографические аспекты, начиная с раскопок, проводившихся на территории Лидского замка, и заканчивая экспонатами советского быта, о котором рассказывается в рамках стационарной выставки под названием «Хрущевка».
Литературная экспозиция представлена в мемориальной комнате поэта Валентина Павловича Тавлая, знаменитого белорусского поэта советской эпохи.
Источник: https://tur-ray.ru/lida-attractions.html
Усадьба в Дворище
Адрес: Лидский район, с. Дворище.
Неподалеку от Лиды в сторону литовской границы есть местечко Дворище, где сохранились останки усадьбы XIX века. Наиболее интересным и известным объектом является водяная мельница. Стараниями группы энтузиастов она была восстановлена и превращена в туристический объект, внутри организован музей.
Об усадебном прошлом Дворища напоминают руины и останки построек, внимание привлекает очень колоритная каменная четырех-ярусная башня. В былые времена тут было две такие башни.
Источник: https://tur-ray.ru/lida-attractions.html
Стеклозавод «Неман»
Адрес: Замковая ул., 6.
Стеклозавод в п. Березово с 1883 года производит продукцию, которая в советское время была олицетворением финансовой обеспеченности – хрустальные изделия и приборы из цветного стекла. Сегодня это высокотехнологичное предприятие, продолжающее давние традиции производства.
Экскурсия на него не оставляет равнодушными посетителей, ведь здесь можно не только увидеть секреты производства прекрасных изделий, но и посетить музей и местный заводской магазин. Некоторые изделия завода можно по праву отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства.
Источник: https://tur-ray.ru/lida-attractions.html
Памятники Лиды
Среди памятников города выделяются портретные памятники знаменитым людям, мемориальные объекты, а также необычные жанровые скульптуры и памятные знаки.
Памятник Франциску Скорине
Адрес: угол улиц Замковая и Ленинская.
Средневековый мыслитель, первопечатник и просветитель Франциск Скорина родился на территории современной Беларуси, в древнем городе Полоцке. Памятники ему установлены во многих городах страны. Скульптурное воплощение облика всемирно известного деятеля работы Валерьяна Янушкевича появилась в Лиде в 1993 году.
Источник: https://tur-ray.ru/lida-attractions.htm
Памятник Адаму Мицкевичу
Адрес: ул. А. Мицкевича.
На улице Адама Мицкевича рядом с кварталами польской застройки установлен памятник знаменитому польскому поэту. Бюст культурному деятелю водружен на высокий облицованный гранитом постамент.
Источник: https://tur-ray.ru/lida-attractions.html
Памятник советским воинам-железнодорожникам
Адрес: просп. Победы, 149.
Установленный возле железнодорожного переезда на проспекте Победителей старинный локомотив Л-0563 в народе кличут просто «Паровоз». Официально объект именуется «Памятник воинам-железнодорожникам», он посвящен представителям этого рода войск, погибшим при освобождении Лиды в годы Великой Отечественной войны.
Источник: https://tur-ray.ru/lida-attractions.html
Курган бессмертия
Адрес: улица Ленинская.
Могила неизвестного солдата, оформленная семиметровой насыпью пирамидальной формы, именуется Курганом бессмертия. Это главный воинский мемориал города, объект создали накануне праздника Победы в 1966 году. В 1973 году памятник доработали – вокруг насыпи установили наклоненные под углом пилоны, символизирующие стволы артиллерийских орудий.
Источник: https://tur-ray.ru/lida-attractions.html
Нацыянальныя святы Рэспублікі Беларусь
Нацыянальныя святы Беларусі
Дзяржаўныя святы Беларусі, іншыя святочныя і памятныя дні, якія адзначаюцца ў краіне...
Дзень Канстытуцыі
15 сакавіка 1994 года была прынята Канстытуцыя незалежнай Рэспублікі Беларусь.
Дзень яднання народаў Беларусі і Расіі
Галоўнае свята Саюзнай дзяржавы Беларусі і Расіі адзначаецца 2 красавіка. Менавіта ў гэты дзень у 1996 годзе прэзідэнты Расіі і Беларусі Барыс Ельцын і Аляксандр Лукашэнка падпісалі ў Маскве Дагавор аб Супольніцтве Беларусі і Расіі. Праз год, 2 красавіка 1997 года, быў падпісаны Дагавор аб Саюзе Беларусі і Расіі, які быў пакладзены ў аснову працэсаў інтэграцыі дзвюх дзяржаў.
Дзень Дзяржаўнага сцяга Рэспублікі Беларусь і Дзяржаўнага герба Рэспублікі Беларусь
2-я нядзеля мая – Дзень Дзяржаўнага сцяга Рэспублікі Беларусь і Дзяржаўнага герба Рэспублікі Беларусь.
Свята прысвечана галоўным сімвалам краіны, якія ўвасабляюць ідэі нацыянальнага адзінства і з’яўляюцца важнейшымі атрыбутамі суверэнітэту і незалежнасці Беларусі.
Дзень Перамогі
9 мая Беларусь святкуе перамогу над фашызмам у Вялікай Айчыннай вайне (Другой сусветнай). У краіне гэта адна з самых шануемых дат, таму што перамога дасталася вялікай цаной – загінуў кожны трэці беларус.
Ветэраны вайны ў Беларусі карыстаюцца асаблівай пашанай, таму ўрачыстыя шэсці ветэранаў – галоўнае святочнае мерапрыемства Дня Перамогі. Яны праходзяць па ўсёй краіне.
Дзень Незалежнасці
У Беларусі Дзень Незалежнасці – галоўнае дзяржаўнае свята. Яно адзначаецца 3 ліпеня – у дзень вызвалення ў 1944 годзе горада Мінска ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў.
Галоўнае мерапрыемства свята – урачысты парад. У Мінску ён праводзіцца на праспекце Пераможцаў і нагадвае аб тым, што беларускі народ цаной неймаверных страт заваяваў свабоду краіны, а таксама дэманструе дасягненні суверэннай Беларусі.
Дзень народнага адзінства
17 верасня адзначаецца Дзень народнага адзінства.
Святы і памятныя дні ў Беларусі
1 студзеня – Новы год
23 лютага – Дзень абаронцаў Айчыны і Узброеных Сіл Рэспублікі Беларусь. Хоць галоўныя героі гэтага дня ваеннаслужачыя, у Беларусі ён лічыцца святам усіх мужчын.
8 Сакавіка – Дзень жанчын. Свята было заснавана ў хуткім часе пасля рэвалюцыі 1917 года. У сучаснай Беларусі 8 Сакавіка з’яўляецца святам Вясны і днём, калі ўшаноўваюць жанчын.
1 Мая – Свята працы. Дзень працы – адно з папулярных свят у Беларусі. У гэты дзень праводзіцца мноства канцэртаў і іншых відовішчных мерапрыемстваў. Многія святкуюць яго, робячы пікнікі. Больш падрабязна пра кухню Беларусі
7 лістапада – Дзень Кастрычніцкай рэвалюцыі
Памятныя дні
У Беларусі афіцыйна ўстаноўлены памятныя дні, у якія прынята ўспамінаць ахвяр вялікіх трагедый, аддаваць даніну павагі памерлым.
26 красавіка – Дзень чарнобыльскай трагедыі
22 чэрвеня – Дзень усенароднай памяці ахвяр Вялікай Айчыннай вайны і генацыду беларускага народа
Народныя святы
Нараўне з афіцыйнымі ў Беларусі застаюцца папулярнымі старажытныя народныя святы, адно з якіх – Купалле. Яно адзначаецца ў ноч з 6 на 7 ліпеня. Святкаванне суправаджаецца народнымі абрадамі, песнямі, карагодамі. Абавязковыя атрыбуты свята – рытуальныя скачкі праз вогнішча і купанне.
Беларускі касцюм
Нeaд’eмнaй, caмaбытнaй чacткaй нaцыянaльнaй кyльтypы Бeлapyci з’яўляeццa тpaдыцыйнae нapoднae aдзeннe. Янo нe тoлькi axoўвaлa чaлaвeкa aд нeпaгaдзi. У aдзeннi знaxoдзiлi aдлюcтpaвaннe пpaктычны вoпыт i эcтэтычныя iдэaлы нapoдa, дyxoўны cвeт людзeй. Кacцюм пepшacнa вызнaчae нaцыянaльнyю пpынaлeжнacць чaлaвeкa. Пa кaмпaзiцыйныx чacткax кacцюмa мoжнa дaвeдaццa, aдкyль чaлaвeк poдaм, якoe cямeйнae cтaнoвiшчa, yзpocт i poд зaняткaў. Нapoдны кacцюм – caмaбытны элeмeнт кyльтypы. Стыль i вoбpaз нapoднaгa кacцюмa фapмipaвaлicя нa пpaцягy cтaгoддзяў. Аcaблiвaй гapмaнiчнacцю i дacкaнaлacцю вызнaчaeццa жaнoчы кacцюм. Жaнoчae i дзявoчae aдзeннe cклaдaлacя з кaшyлi, бeзpyкaўкi, cпaднiцы, фapтyшкa i пoяca. Жaнoчыя кaшyлi тpaдыцыйнa шылicя з iльняныx ткaнiн. Сacтaўнoй чacткaй жaнoчaгa кacцюмa былa бeзpyкaўкa, якaя aпpaнaлacя пaвepx кaшyлi. Бeзpyкaўкa мeлa шмaт нaзвaў: кaмiзэлькa, шнypoўкa, кaбaт i iншыя. Пaшытaя з фaбpычныx мaтэpыялaў бeзpyкaўкa з’яўлялacя дaвoлi дapaгoй pэччy. Спaднiцa, якaя шылacя з дaмaткaнaгa aднaтoннaгa cyкнa, нaзывaлacя aндapaк. Пaвepx cпaднiцы ў бeлapycкiм нapoдным кacцюмe з дaўнix чacoў нaдзявaўcя фapтyx. Рoзнaкaляpoвыя i бeлыя фapтyшкi – нeaд’eмнaя чacткa тpaдыцыйнaгa aдзeння. Фapтyx выкoнвaў нe тoлькi пpaктычныя, aлe i дэкapaтыўныя фyнкцыi. Гaлaўныя ўбopы i пpычocкi нaдaвaлi нapoднaмy кacцюмy зaвepшaнacць i cвятoчнacць. З дaўнix чacoў яны aдлюcтpoўвaлi cямeйнae cтaнoвiшчa жaнчыны цi дзяўчыны. Тpaдыцыйнa дзяўчaты нe зaкpывaлi вaлacы. Жaнчыны xaвaлi ix пaд гaлaўныя ўбopы. Нeпaкpытыя вaлacы лiчылicя ў бeлapycaў, як i вa ўcix cлaвянcкix нapoдaў, ciмвaлaм дзявoцтвa. Жaнoчae aдзeннe бeлapycaк дaпaўнялa вялiкaя кoлькacць poзныx вiдaў yпpыгoжвaнняў. Узopы, вышыўкa, кapyнкi apгaнiчнa ўвaxoдзiлi ў фaктypy aдзeння. Акpaмя гэтaгa, icнaвaлi яшчэ здымныя ўпpыгoжaннi – paзнacтaйныя пaцepкi, пяpcцёнкi, зaвyшнiцы. Мyжчынcкae aдзeннe мeнш paзнacтaйнae зa жaнoчae. Мyжчынcкi кacцюм cклaдaўcя з пaдпяpaзaнaй кaшyлi, нaгaвiц, iншы paз i з кaмiзэлькi. Нeaбxoдным элeмeнтaм тpaдыцыйнaгa мyжчынcкaгa кacцюмa з’яўлялicя кaшyлi цi capoчкi. Сapoчкa мeлa нiзкi кaўнep цi шылacя бeз кaўняpa, кaшyля мeлa aдклaдны кaўнep i paзpэз. Святoчныя кaшyлi звычaйнa шылi з тoнкaгa бeлaгa кyжaлю, paбoчыя – з бoльш гpyбaгa льнянoгa пaлaтнa. Дa мyжчынcкaй кaшyлi aбaвязкoвa дaдaвaўcя ткaны aбo cкypaны пoяc. Гaлaўныя ўбopы з’яўлялicя вaжнaй чacткaй aгyльнaгa кoмплeкcy нapoднaгa aдзeння бeлapycaў. Мyжчынcкiя гaлaўныя ўбopы былi вeльмi paзнacтaйнымi пa фopмe, y якacцi acнoўныx мaтэpыялaў для ix выpaбy выкapыcтoўвaлicя фyтpa, вoўнa, caлoмa. Нaйбoльш pacпaўcюджaным гaлaўным yбopaм былa мaгepкa – кpyглaя выcoкaя мyжчынcкaя шaпкa. Шыpoкae pacпaўcюджaннe aтpымaлi бpылi i кaпeлюшы. Нa Бeлapyci тыпoвыя былi aўчынныя шaпкi, якiя звычaйнa нaciлi зiмoй. Фyтpaвыя шaпкi з вyшaмi чacцeй нaзывaлicя aблaвyxaмi. У якacцi лeтнягa гaлaўнoгa ўбopy мeлi пaшыpэннe кaпeлюшы, плeцeныя з жытняй aбo пшaнiчнaй caлoмы. Вaжным элeмeнтaм жaнoчaгa i мyжчынcкaгa aдзeння з’яўляўcя пoяc, якi выкoнвaў нeкaлькi фyнкцый. Пaяcaмi пaдпяpэзвaлacя нiжняe i вepxняe aдзeннe. Дa ix пpывeшвaлicя poзныя нeвялiкiя pэчы. Выкoнвaлi яны i aбpaдaвyю фyнкцыю. Пoяc мyжчын выcтyпaў нe тoлькi дэкapaтыўнaй чacткaй кacцюмa. З’яўлeннe бeз пoяca нa людзяx лiчылacя нeпpыcтoйным. Пaяcы вызнaчaюццa paзнacтaйнacцю тэxнiк выpaбy. Іx вiлi, плялi, ткaлi i вязaлi. У нeкaтopыx мяcцiнax шыpoкiя, яpкix кoлepaў пaяcы нaciлi жaнaтыя мyжчыны. Мaлaдыя xлoпцы пaдпяpэзвaлicя тoлькi вyзкiмi пaяcaмi блeдныx кoлepaў. Скypaныя пaяcы нaciлi пepaвaжнa мyжчыны. Тpaдыцыi, звязaныя з пaяcaмi, былi вeльмi ўcтoйлiвыя. Яны aдыгpывaлi знaчнyю poлю ў aбpaдax.
Калыханкі, забаўлянкі, вершы
Калыханкi
А ты, каток шэры,
Ў цябе хвосцік белы.
Прыйдзі, каток, начаваць
I дзіцятка калыхаць.
А ты, коцінька-каток,
Ў цябе шэранькі хвасток.
Ты прыходзь к нам начаваць,
Будзеш Янку калыхаць,
А я шэраму катку
За работу заплачу —
Дам гарлачык малака
I кавалак пірага.
Апсік, апсік, каточак,
Не хадзі ты ў садочак,
I не тапчы кветачак,
I не будзі дзетачак.
Няхай кветачкі цвітуць,
Няхай дзетачкі заснуць.
Люлі, люлі, дзеткі, спяць,
А я буду калыхаць.
Баю, баіньку, баю.
Не лажыся на краю.
Не лажыся на краёк,
Прыйдзе шэранькі ваўчок.
Цябе схопіць за бачок.
Забаўлянкi
Гушкі, гушкі, гушкі,
Прыляцелі птушкі,
Селі на варотах
У чырвоных ботах.
Боты паскідалі,
Кругом паляталі.
Сталі сакатаці.
Чаго птушкам даці?
Прынясу ім жыта,
Будуць птушкі сыты.
Пасыплю гароху —
Хай ядуць патроху.
Ды насыплю грэчкі —
Хай нясуць яечкі.
Кукарэку, певунок,
Залаценькі чубок,
Пад паветачку пайшоў,
Курку-рабку там знайшоў.
Пачаў курку пытаць,
Ці ўмее чытаць.
— Не чытаю, не пішу,
Толькі яйкі нясу.
Што дзень дзецям нашу
Аж па цэламу кашу.
Кую, кую ножку,
Паеду ў дарожку.
Дарожка крывая,
Кабылка сляпая,
Еду, еду, еду,
Ніяк не даеду.
Прыпрагу сароку,
Паеду далёка,
У новай кашулі
Да майго дзядулі.
Скоранька паеду
Каб паспець к абеду.
Ладкі ладком,
Піражкі з мядком,
Кашка з алеем,
Есці не ўмеем.
— Ладу, ладу, ладкі
Дзе былі?
— У бабкі.
— А што елі?
— Кашку.
— А што пілі?
— Малачко.
Бабулька казала,
Як нас частавала: Прыходзьце часцей,
Пачастую смачней:
Дам вам сыраквашкі,
Бярозавай кашкі.
Сонейка-сонца,
Выгляні ў аконца,
Пасвяці нам трошку,
Дам табе гарошку.
У куце сядзіць мядзведзь,
Хустку вышывае,
А лісічка-невялічка
Хатку прыбірае.
А каток пячэ аладкі,
Масла падлівае.
Мышанятка жвава, гладка
Катку памагае.
Ягорачка
Горкай, горкай, горачкай
Ішоў малы Ягорачка.
Ваўкоў не баяўся,
Страхаў не пужаўся.
Выразаў Ягорачка
Дудачку-свісцёлачку,
I свістаў ён птушачкай,
Птушачкай-пяюшачкай.
Вершы
Коцік басаногі
Па сняжку гуляў,
Адмарозіў лапкі
I заплакаў: — Мяў...
Што за дзіва гэта?
Трэба бегчы ў дом:
Снег такі халодны,
А пячэ агнём...
Адуванчык,
Дзьмухавец,
Кучаравы маладзец.
Стаў ён
Пры дарожцы
На даўжэзнай ножцы.
Дзьмухнуў вецер —
Адуванчык
Стаў нібыта
Абарванчык.
Адуванчык,
Дзьмухавец,
Як падстрыжаны хлапец,
Бо на макаўцы
Ў былінкі
Аніводнай
Валасінкі.
Я аладачкі з пяску
Сёння цэлы дзень пяку,
Але мой рахманы кот
Не бярэ аладкі ў рот.
— Коцік, коцік, не ўцякай!
Чаго хочаш?
— Ма-ла-ка!
Даўганогі землямер
Схапіў жабу за каўнер,
Па траве павалачыў,
У канаве намачыў,
Вострым носам дзеўбануў,
Уздыхнуў і — праглынуў.
Верабейка:
– Ціў-ціў-ціў! –
Муху дзюбаю злавіў.
А таму, што быў ён добры,
То з сябрамі падзяліў.
Елі муху ўсе са смакам.
Шчабяталі:
– Дзякуй!
– Дзякуй!
«Калі ласка», «дзякуй», «добры дзень» —
Ветлівыя словы
Чую ад людзей.
Ветлівымі словамі
Трэба даражыць,
З ветлівымі словамі
Лёгка жыць.
Бяжыць вожык —Тупу-туп!
Сам калючы,
Востры зуб.
— Вожык, вожык,Ты куды?
Ад якой бяжыш
Бяды?
Вожык лапкамі
Туп-туп!
Вожык вочкамі
Луп-луп!
Навакол
Пануе ціш.
Чуе вожык —
У лісці мыш.
Ён да лісця
Тапу-тап!
I лапкаю мышку —
Цап!
На галіне тонкай
Яблыкі вісяць.
I гадае хлопчык:
— Як жа іх дастаць?
Выручыў малога
Вецер палявы,
Страсянуў галіну
I гукнуў:
— Лаві!..
— Вушкі, вушкі,
Што вы чулі?
— Чулі песеньку Ганулі:
«Гулі-гулі,
Гулі-гулі».
— Вушкі, вушкі,
Што вы чулі?
— Нам нічога не чуваць,
Прыйшлі козы начаваць,
Танцаваць ды прыпяваць:
«Не хоча Гануля
Вушкі свае мыць,
Будзем з казлянятамі
Тут, у вушках, жыць».
Создание развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию
Согласно содержанию «Учебной программы дошкольного образования»
(образовательная область «Ребенок и общество»):
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о детском садике, о труде работников учреждения дошкольного образования, о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЫ:
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
- Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок);
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, керамика: миски, вазы, изделия из соломы, льна, лозы, белорусские народные игрушки (свистульки));
- Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ:
- Государственная символика (флаг, герб, текст гимна)
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»;
- Родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат,
- сестра, тетя, дядя);
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
- Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
- Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, столицы, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. О столице нашей Родины; о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА СТАРШЕЙ ГРУППЫ:
- Государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
- Карта страны, глобус.
- Куклы в национальных костюмах;
- Альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;
- Альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.;
- Предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики-спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки);
- Иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города;
- Книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
- Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
- Различная познавательная и художественная литература;
- Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город», «Минск – столица Беларуси»; макеты города, детского сада;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
- Родословные древа детей.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ, УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ, ИГР И ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ, КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, СПОРТИВНОГО ИНВЕНТАРЯ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
( гражданственно-патриотческое воспитание)
первая младшая |
вторая младшая |
средняя |
старшая |
|
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
|
|
Сюжетно-образные игрушки |
|
|
|
|
Традиционные народные игрушки, отображающие зверей, птиц, людей, сказочных и фантастических существ, из разных материалов (глина, соломка, дерево, лен) по 2 ш |
|
|
|
|
Изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси: |
|
|||
белорусская игрушка (глиняная, деревянная, соломенная), озвученная, неозвученная; раскрашенная, нераскрашенная |
|
2 шт. |
2 шт. |
|
белорусская региональная роспись: тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева |
|
2 шт. |
2 шт. |
|
Картины, картинки, открытки, альбомы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства Беларуси |
|
по 1 наб. |
||
Серии картин крупного размера; разной тематики: игры детей; природа Беларуси; народные праздники; дикие и домашние животные, рыбы и птицы Беларуси; народные умельцы Беларуси; писатели; спорт, воинская служба и др |
|
по 1 наб. |
||
карта Республики Беларусь |
|
1 |
1 |
|
Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой |
|
1 |
1 |
|
Вкладыши: «Карта Беларуси» и др. |
|
1 |
1 |
|
Флаги: Республики Беларусь, стран, граничащих с Республикой Беларусь |
|
по 1 шт. |
||
Глобус |
|
1 |
||
Атрибуты культуры стран, граничащих с Республикой Беларусь: национальная одежда, кухня, игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства и др. |
|
по 1 наб. |
||
Национальная одежда для кукол с особенностями декора разных регионов Беларуси |
|
5 комп. |
5 комп. |
|
Предметы национального оформления игровой среды: вытинанки, льняные, тканые, расписные и вышитые изделия, традиционная глиняная посуда (слоік, спарыш, гляк, букетнік и др.) и т.п. |
|
по 2 шт. |
Виртуальные экскурсии "Собери Беларусь в своём сердце"
- Виртуальные музеи
- Музей истории Великой Отечественной войны
- Музей истории Вов Виртуальный тур
- Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"
- Виртуальный тур по Линии Сталина
- Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой"
- Виртуальный тур "Брестская крепость-герой"
- Мемориальный комплекс "Хатынь"
- Виртуальный тур "Хатынь"
- Мемориальный комплекс "Курган Славы"
- Виртуальная экскурсия
- Мой Минск - моя столица
- Путешествуем по Минску
- Национальная библиотека Беларуси
- Троицкое предместье
- Нулевой километр Беларуси
- Ворота Минска
- Дворец Республики
- Большой театр оперы и балета
- Музеи Минска
- Музей валунов
- Театры Минска
- Галереи и музеи Минска
- Достопримечательности Минска
- О Минске
- Музеи Беларуси
- Известные люди
- Куда пойти с ребёнком
- Собери Беларусь в своём сердце
- Национальный парк "Беловежская пуща"
- Искусство Беларуси
- Фотоэнциклопедия Беларуси
Маршруты выходного дня
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
МАРШРУТЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ
ЛИДСКИЙ ЗАМОК КНЯЗЯ ГЕДЕМИНА (ФЛАЙЕР)
ЛИДСКИЙ ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ (ФЛАЙЕР)
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСТВЕННОМУ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ "ЯСЛИ-САД №12 Г. ЛИДА"
Цель: повысить качество образовательного процесса учреждения дошкольного образования через обеспечение системы работы по патриотическому воспитанию.
РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Поднятие Государственного флага Республики Беларусь на территории учреждения дошкольного образования
|
перед началом учебного года в дни государственных праздников |
Заместитель заведующего по основной деятельности |
Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь |
перед началом учебного года, еженедельно перед началом занятий в средних и старших группах |
Воспитатели дошкольного образования, музыкальные руководители, руководители физического воспитания |
Создание развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию |
в течение учебного года |
Воспитатели дошкольного образования |
Экскурсии, пешеходные прогулки для детей старшего дошкольного возраста (исторические памятники, музеи и т.д.), виртуальные экскурсии. |
1 раз в месяц |
Воспитатели дошкольного образования |
Проведение в средних и старших группах занятий, праздничных мероприятий «Наш герб», «Наш флаг», «Наш гимн», «Защитник Отечества», «День Победы», «Коляды», «Масленица», Купалье» и т.д. |
в канун государственных и национальных праздников |
Воспитатели дошкольного образования, музыкальные руководители, руководители физического воспитания |
Организация тематических выставок: «Никто не забыт, ни что не забыто» «Мой родной город» «Узоры родной сторонки» «Куклы- обереги» «Дзівосы восені» «Пасхальная радость" |
1 раз в месяц |
Воспитатели дошкольного образования |
Реализация образовательного проекта "Я и Родина моя"https://view.genial.ly/62ba0daa0b5aaa00108e7401 |
в течение года |
Воспитатели дошкольного образования |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Оформление информации на сайте дошкольного учреждения (маршруты выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей: «По местам памяти героев», «Памятные места родного города», виртуальные экскурсии по Беларуси, историка – культурным комплексам, информация о проведении праздников, акций, выставок, фестивалей и т.д.) |
в течение учебного года |
Заместитель заведующего по основной деятельности |
Фотоконкурс: «Семейные традиции» «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!» и т.д. «Бессмертный полк» Информационные листки: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Как формируется любовь к родному краю» и т.д. |
1 раз в квартал
1 раз в месяц
|
Воспитатели дошкольного образования |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
Круглый стол: «Формирование у воспитанников ценностного отношения к Родине» Консультации: «Мини-музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» «Создание лэпбука «Моя малая Родина»» Патриотический час «Память, которой не будет забвенья» |
Март
Апрель
Май |
Заместитель заведующего по основной деятельности
|
Пополнение методической копилки материалов, конспектов по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников |
в течение учебного года |
Заместитель заведующего по основной деятельности Педагоги |
Беларускія сайты па адукацыі, выхаванні і развіцці дзяцей дашкольнага ўзросту
ПРАПАНУЕМ ВАМ
БЕЛАРУСКІЯ САЙТЫ ПА АДУКАЦЫІ, ВЫХАВАННІ І РАЗВІЦЦІ ДЗЯЦЕЙ ДАШКОЛЬНАГА ЎЗРОСТУ.
"Вясёлка" - часопiс для дзяцей i iх бацькоў
http://www.veselka.by
"Буся" - чытанка-маляванка для дашкольнікаў
http://www.veselka.by/?page_id=4543
Народныя казкі для дзетак ад ЮНІСЕФ
Праект «Народныя казкі для дзетак» — iнiцыятыва ЮНIСЕФ у Беларусі. Там вы знойдзеце многа цудоўных казак и гульняў для вашых дзетак на беларускай мове.
Вершы.ru - нацыянальны паэтычны партал, на якiм вы знойдзеце вершы для дзяцей на беларускай мове.
http://www.vershy.ru/category/vershy-dlya-dzyatsei
Казкi беларускiя
Вось што гавораць пра сайт яго распрацоўшчыкi: "Гэты сайт прысвечаны беларускім казкам для малых і дарослых, але й не толькі. Усе дзеткі любяць казкі, вершы, мульцікі, гульні. Усе дзеткі, безумоўна, маюць на гэта права. Беларуская і беларускамоўная культуры цяпер падзелены, але гэта не нашая віна і не наша доля, таму мы запрашаем вас паспрыяць, каб гэткая “няправільная” сітуацыя паступова змянілася! Нам не важна, на якой мове вы размаўляеце па жыцці ці з якімі памылкамі вы пішаце па-беларуску. Нам важна ваша жаданне прачытаць свайму дзіцяці беларускую казку на роднай мове, і менавіта гэта аб’ядноўвае ўсіх наведвальнікаў гэтага сайта!"
https://youtu.be/Ev-ysHFvm2M - белорусские названия птиц
https://youtu.be/Fy5oSJGVewQ - дикие животные по-белорусски (звери)
https://youtu.be/dbHw_AAM_Jc - названия инструментов по-белорусски
https://youtu.be/vBXAgoLPuLk - посуда для питья по-белорусски
https://youtu.be/k3d1YE9vHDo - на концерте, названия по-белорусски
https://youtu.be/DFxPzJoYG8A - названия напитков по-белорусски
https://youtu.be/9-SJzNHYXZg - движения по-белорусски
https://youtu.be/L_woyjtoQ0U - посуда по-белорусски