Консультации

Игра как средство экономического воспитания

Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания

-проблемно-игровых,

-проблемно-практических,

-проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий.

Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Практические навыки обращения с деньгами дети приобретали в ходе сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Сберкасса», «Ателье», «Прачечная», «Кафе «Голубой вагон»», «Музей изобразительных искусств», «Народные промыслы», «Туристическое агентство» и др.

свернуть

Экономическое воспитание дошкольников в условиях реализации учебной программы дошкольного образования

Экономическое воспитание –  целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированного  на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.

Основными задачами являются:

  • обогащать ребенка представлениями об элементарных экономических явлениях и понятиях;
  • способствовать формированию у детей 3 – 7 лет экономически значимых качеств (бережливость, трудолюбие, аккуратность и пр.);
  • вызывать интерес к результату своего труда, формировать представления о его значимости;
  • способствовать освоению норм и правил экономически грамотного поведения.

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я»,

  • играм: интеллектуальным, сюжетно-ролевым , дидактическим,
  • комплексно-тематическим занятиям,
  • чтению художественной литературы, решению проблемных ситуаций, возникающих в сказках и реальной жизни, разыгрывание экономических ситуаций,
  • развлечениям, драматизациям экономических сказок , вечерам досуга и пр.
  1. Основная форма обучения — играИменно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры,  естественно для дошкольника.
  2. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевыеигры. Так, играя в сюжетно-ролевую игру  «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Строительство дома», «Комната переговоров», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

  1. Вдидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
  2. Особое место занимают интеллектуальные игры-развлечения«Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее в экономике сильнее?», «Бизнес-клуб», «Аукцион», игры – викторины, конкурсы, олимпиады; которые хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам.  Интеллектуальная игра позволяет в игровой - соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.
  3. Знакомство с новым материалом очень интересно  и увлекательно  проводились в ходе игры- путешествия«Музей денег»,  «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), «Путешествие в прошлое предметов» и другие. Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные экскурсии, к примеру, в банк, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу  ближайших улиц, что позволяет познакомиться с реальными объектами.
  4. Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники(«Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»),  включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты — А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-цокотуха» и др.
  5. Одной   из   форм   познавательно-игровой   деятельности   является интегрированное занятие.Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математическому  развитию     детей.

При ознакомлении с социальной действительностью дети старшей группы хорошо ориентируются в таких понятиях, как родной город, страна,  чем он славен, какими народными промыслами, известными людьми гордится город, поселок и т.д. Благодаря усвоению программы ознакомления детей с явлениями социальной действительности формируется база социального развития ребенка, чувств сопричастности ко всему, что происходит в стране, а в общем социальной активности, не безразличия к происходящему. Ознакомление детей с явлениями социальной жизни — неисчерпаемый источник социализации ребенка, предметным миром.

  1. Решение проблемной ситуации.Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
  2. Чтение художественной литературы.Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями. Одним из  примеров может быть  книга Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом», которая была использована мной в работе. Дошкольники с интересом слушают истории про Мишу-бизнесмена, наблюдая за судьбами героев, сопереживая им, дошкольник присваивает их опыт, получает значимую информацию о жизни, природе, обществе. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.
свернуть

Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

Эффективным средством  является использование художественных материалов.

Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

 
  1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.
 
  1. В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.

Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

 
  1. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

При знакомстве дошкольников с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

  • по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
  • язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

 Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В  группах целесообразно разработать  такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Материалы консультации подготовлены заместителем заведующего по ОД Алексеевой Н.И. с использованием ресурсов сети интернет. 

свернуть

Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

Большая роль по патриотическому воспитанию  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Во время работы с детьми по патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах Беларуси;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

   Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Образовательную деятельность с воспитанниками проводить с использованием наглядного материала, в игровой форме. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

   Методы, используемые в работе с детьми по патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также нужно учитывать психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.).

Обязательно нужно связывать воспитательно-образовательную работу с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В работе по патриотическому воспитанию можно использовать элементы различных технологий:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • проектные,
  • ИКТ.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность

осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;

  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в учреждении и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в учреждении;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

В работе с детьми старших групп применяются следующие методы:

  • знакомство с символикой Республики Беларусь;
  • игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам народов Беларуси;
  • стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;
  • придумывание сказок и историй о достопримечательностях родногогорода;
  • совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
  • рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.

Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В фольклоре как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, орнаментом, увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларуси. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если учреждение дошкольного образования  устанавливает тесную связь с семьй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создаёт благоприятные условия для воспитания патриотических чувств.

В работе с родителями можно использовать разнообразные формы и методы:

  • КВН;
  • «Круглый стол»;
  • семинары – практикумы;
  • посиделки;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • походы;
  • игровые программы;
  • родительские собрания.

В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, педагог покажет детям красоту своего родного города, познакомит с талантом белорусского народа, научит детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Республика Беларусь.

Материалы консультации подготовлены заместителем заведующего по ОД Алексеевой Н.И. с использованием ресурсов сети интернет. 

https://moiro.by/files/00206/obj/110/133553/doc/%D0%9E%D0%9F%D0%AB%D0%A2_%D0%94%D0%9E%D0%A8%D0%9A%D0%9E%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E%D0%95%20%D0%9E%D0%91%D0%A0_%D0%A1%D0%A3%D0%A0%D0%93%D0%95%D0%9B%D0%AC%20%D0%9C.%D0%92.pdf

свернуть

Содержание гражданского и патриотического воспитания дошкольников

     Содержание гражданско-патриотического воспитания дошкольников можно раскрыть через следующие познавательные направления:

  1. История Беларуси: возникновение и развитие

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства дошкольников с важнейшими событиями отечественной истории.

В результате познания своей национальной истории у дошкольников выстраиваются положительные взаимоотношения с родными, близкими людьми, окружающими, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности.  К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: гражданско-патриотическое сознание (знания и представления о родном крае, «малой» Родине) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности); социальные патриотические чувства (любовь, преданность, сопричастность, ответственность); национальный такт или уважение к людям других национальностей.

  1. Символы Беларуси

Задачи: формировать гордость и уважение к государственным символам, научить понимать значения Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь, уметь исполнять Государственный гимн Республики Беларусь;

Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит, которое определятся его государственными символами. Для дошкольника патриотические чувства связаны: с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их государственной ценности, с характером проявляемых чувств и отношений к государственной символике, с обогащением собственных представлений и творческой переработкой знаний о символах в различных видах деятельности.

  1. Достопримечательности Беларуси

Задача: развивать любознательность к месту, вещи или объекту, заслуживающих особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью в своем поселке, улице, городе, столице республики, своей Родине; расширять знания о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают.

  1. Государственные и народные праздники

Задача: воспитывать культуру организации и проведения значимого в жизни республики события, осознание торжественности государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам; формировать сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях.

Активное участие дошкольников в реализации данного направления формирует значимые личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность и др. Данное направление вбирает в себя многообразие практических форм проявления положительного отношения к родным, близким людям, окружающим; потребность использовать накопленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности; стремление внести свой вклад в процветание своей страны.

  1. Знаменитые белорусы

Задача: воспитывать уважение к деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, ученым, космонавтам, спортсменам и т.д.;  формировать чувство гордости за их деятельность и достижения.

Содержательный компонент этого направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием личностью своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям своего народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относятся толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, мягкосердечность, выносливость, щедрость, сообразительность, не мстительность, поэтичность души и много других привлекательных качеств.

  1. Народные промыслы и искусство Беларуси

Задача: расширять знания о культуре Беларуси, приобщать детей ко всем видам национального искусства, развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения; развивать умение осознавать себя во времени (в настоящем, прошлом и будущем), интерес к социальной действительности: к труду взрослых, к взаимоотношениям людей разных профессий.

Содержательный спектр этого направления очень широкий. Он включает все то, что составляет содержание национального искусства и истории народа. Он объединяет практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические и т. д. Предполагается активное познание детьми окружающего мира: природного мира, предметного мира; мира своего «Я»; формирование у детей ощущения принадлежности к белорусской культуре, белорусскому искусству, и расширение представлений о «малой Родине» и стране; воспитание чувства любви и привязанности к месту, где родился, родным и близким людям, родному дому, дошкольному учреждению, к любимым местам.

  1. Белорусское народное творчество

Задача: формировать готовность дошкольника к участию в творческой деятельности, исполнению народных танцев, песен, игр, участию в  народном кукольном театре, и развивать гуманное отношение ко всему живому, развитие потребности в познании природы и бережного отношения к ней.

   Содержание данного направления отражается у дошкольников в характерных для данной нации действиях и поступках, нормах поведения, методах и приемах творческой деятельности, исполнении народных танцев, песен, игр, формах выражения чувств. Процесс патриотического воспитания дошкольника направлен на формирование у дошкольников в разных видах деятельности нравственных качеств белорусов: ответственность, честность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца, стремление действовать на пользу другим,  любовь и интерес к стране, доброта, сопереживание, чувство собственного достоинства, ощущение принадлежности к культуре своей Родины.

Материалы консультации подготовлены заместителем заведующего по ОД Алексеевой Н.И. с использованием ресурсов сети интернет. 

свернуть

Содержание работы с воспитанниками по гражданскому и патриотическому воспитанию

Вторая младшая группа

(от трех до четырех лет).

 Педагог в процессе общения с детьми помогает им осознать себя, во время организуемого взаимодействия расширить представления о других детях в дошкольном учреждении. Старается создать в группе благоприятную обстановку, в которой дети учитывают особенности друг друга, знакомит с помещением и территорией дошкольного учреждения, воспитывает любовь и привязанность к родному дому, дошкольному учреждению, родным места. Во время организованных игр воспитатель формирует первоначальные представления детей о своей семье, воспитывает любовь к матери и членам семьи, заботливое отношение к ним средствами прочтения литературных произведений белорусских авторов, бесед о семейных традициях, проведения государственных и народных праздников, посвященных семье, труду белорусов. На занятиях знакомит с трудом взрослых ближайшего окружения.

Педагог формирует элементарные представления детей о своей малой Родине - своем городе, деревне: их название, знание некоторых улиц и мест города, деревни.

Воспитатель формирует положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому),  развивает желание разговаривать на них. Вместе с детьми разыгрывает на игрушках разные ситуации взаимодействия членов семьи с использованием белорусского языка.  В этом же направлении проводят целенаправленные наблюдения за природными объектами, явлениями родной природы. Педагог использует в рассказе белорусские слова, белорусские народные игры, читает стихи, приговорки, прибаутки, потешки, считалки, загадки и др.

Детей знакомят с государственными и национальными праздниками. Во время участия детей, в качестве зрителей, на праздниках педагог объясняет взаимосвязь сезонных явлений и народных праздников, праздников и будней. Педагог рассказывает о значении государственных праздников, обстоятельства и содержание, которые с ними связаны.

С целью формирования чувства национальной принадлежности у детей педагог проводит тематические беседы с использованием наглядного материала, показывает и обыгрывает изделия народных ремесел (пеўнік-свістулька, гарлачык, ручнік, саламяны капялюш), помогает приготовить подарки из природного и растительного материала.

Педагог приобщает детей к белорусской традиционной культуре (устному народному творчеству, играм, хороводам, праздникам, декоративно-прикладному искусству). В родительских уголках предоставляется информация, которую родители могут использовать во время взаимодействия с детьми дома: калыханкі, потешки, сказки.

Во время знакомства детей с растительным и животным миром Беларуси педагог использует наблюдения в живом уголке, рассматривание тематических картинок, сопровождает показ яркими примерами из произведений устного народного творчества; формирует умение замечать и эмоционально переживать красоту природы родного края.

 Средняя группа

(от четырех до пяти лет)

    Воспитатель формирует представления о семье, о системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекает дошкольников в игры на семейные темы, расширяя представления детей о деятельности членов семьи (профессии, хобби и др., в соответствии с пониманием дошкольника), о семейных традициях, о ценности семьи. Педагог углубляет чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им, сотрудничать во время чтения произведений белорусских авторов и беседы по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов из белорусских народных сказок, проведения литературных вечеров.

   Педагог продолжает знакомить детей с дошкольным учреждением, формирует доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе, желание посещать его, учить принимать посильное участие в благоустройстве группы, участка; формирует представления о труде взрослых и их роли в создании предметов. На занятиях (комплексных, интегрированных, занятиях-путешествиях) знакомит детей с названием своего поселка, улицы, города, чем знаменито это место; на прогулках, во время бесед, игр использует наглядные средства (фотографии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет-ресурса) для знакомства с местными достопримечательностями. Во время их проведения внимание детей обращает на красоту родной природы, на сезонные изменения в природе, на праздничное украшение поселка, города; воспитывает у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.

   Во время бесед, сюжетно-ролевых игр, инсценировки фольклорных произведений, экскурсий и целевых прогулок дошкольники узнают, что живут в Беларуси, ее столица - Минск, в Беларуси живут белорусы и разговаривают на белорусском и русском языках. Педагог формирует интерес и положительное отношение к языкам, на которых разговаривают белорусы (белорусскому и русскому), желание разговаривать на них, развивать элементарные навыки взаимоотношений на белорусском языке;

  Воспитатель знакомит с Государственным флагом Республики Беларусь, обсуждает с детьми, когда и где можно увидеть белорусский флаг (на площади Государственного флага в Минске, во время спортивных соревнований и др.). Учит детей узнавать его среди других флагов, рассказывать о значении красного, зеленого цветов и орнамента на нем.

   Педагог знакомит с праздниками: национальными праздниками (Рождество/ Коляды, Масленица, Пасха, Купалье, Дожинки); государственными (Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, День Победы, День Независимости Республики Беларусь (День Республики) - как частью культуры белорусского народа; объясняет, с чем праздники связаны, почему и как к ним готовятся.

   На экскурсиях, занятиях педагог знакомит с фабриками, заводами Беларуси, с продуктами их производства - машинами, автобусами, тракторами, холодильниками, телевизорами, одеждой, обувью, продуктами питания и др. Дети обсуждают с педагогом виды деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине и др.). Воспитатель приглашает на встречу с детьми передовиков производства, знаменитых людей в области литературы, искусства, спорта, которые знакомят детей с экономикой страны, достижениями, с результатами своего труда, развивают патриотизм. В общении, в трудовой деятельности дошкольников воспитатель использует произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. С детьми организует проведение «трудовых акций»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.

   Педагог знакомит с историей и достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны, и культурой Беларуси (народными промыслами и искусством Беларуси, народным творчеством) на специально организованных занятиях, тематических кружках и в играх. Формирует представление о деятельности людей, прославивших нашу Родину: просветителей, национальных героев, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. Педагог знакомит, разучивает с детьми, пересказывает произведения белорусской художественной литературы, малые формы белорусского фольклора, народные сказки. Ознакомление с народной культурой проходит интересно, если приглашать родителей, бабушек и дедушек, артистов театров, сотрудников музеев, народных мастеров. Эмоциональные впечатления детей воспитатель закрепляет в разных видах деятельности (в моделировании, лепке, аппликации, игра-развлечениях, играх-драматизациях и др.), в практической совместной деятельности с родителями: вечер знакомства с традиционными народными блюдами, изготовление изделий народных промыслов, творческие задания (подобрать материал для плаката, фотовыставки, коллажа). Хорошо, если в дошкольном учреждении есть музей в виде белорусской сельской хаты. Занятия и беседы в таком музее проводит экскурсовод с подгруппой детей. Для более подробного знакомства с разными видами народного творчества педагог организует работу в тематическом кружке.

   Педагог развивает познавательный интерес к культуре других народов: на занятии использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих в Беларуси.

Старшая группа

(от пяти до шести лет)

   Педагог обсуждает с детьми и закрепляет чувство принадлежности и любви к своей семье: значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная - старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Он побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессии членов семьи, о своем доме (своей квартире).

   В разных видах деятельности педагог приобщает детей к богатству белорусского и русского языков, формирует ценностное отношение к ним, желание разговаривать на них. На занятиях по развитию речи, в течении дня белорусского языка, тематических вечеров педагог продолжает: формировать у детей представление о своей национальной принадлежности; знакомить с представителями других национальностей, живущих в Беларуси, их традициями и обычаями; воспитывать культуру толерантности (уважение достоинства всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим).

   Воспитатель рассказывает о том, что наша страна состоит из шести областей, знакомит с названиями областей Беларуси, названиями соседних государств. У дошкольников формируется интерес к родному поселку, городу, к стране во время проведения рассказа, беседы, дидактической игры. На комплексных занятиях по музыкальному воспитанию, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности, тематических эмоционально-познавательных занятиях педагог продолжает знакомить с символами белорусского государства: флагом, гербом, гимном.

   В игровой, увлекательной, эмоциональной форме педагог продолжает знакомить  детей с праздниками: государственными (День Конституции,  День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики)) и общереспубликанскими (День Октябрьской революции, Новый год, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, День женщин, Праздник труда). Старшие дошкольники активно включаются в подготовку (украшение группы, музыкального зала, изготовление традиционных подарков, создание коллажа, стенда, плаката и др.) и проведение национальных праздников (Рождество, Коляды, Масленица, Гуканне вясны, Пасха, Радуница, Благовещение, Купалье, Зажинки, Спас, Дожинки, Покров, Деды (День памяти); педагог расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка.

  В процессе рассказов и бесед у дошкольников формируется понимание жизни в стране, определение своей значимости, они учатся строить свои личные жизненные планы, определять интересную им сферу трудовой деятельности на благо Родины, учатся конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми людьми.  Педагог расширяет представления детей о деятельности просветителей, национальных героев, Президента Республики Беларусь, деятелей искусства, ученых, космонавтов, спортсменов и т.д. - на занятиях с использование презентаций, литературных произведений, легенд, преданий; на экскурсиях; в совместных с родителях  поисково-творческих заданиях (составление рассказов-описаний, поиск скульптурные композиции, создание коллажей, подбор изобразительного материала к литературным произведениям и др.); развивает патриотические и гражданские чувства.

   В процессе специально организованной деятельности педагог продолжает формировать у старших дошкольников элементарные представления об историческом прошлом Беларуси: важных исторических событиях, важных общественных событиях, истории основания, происхождении названия поселка, улицы, города, исторических местах поселка, города, страны. С помощью сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, творческих заданий, экскурсий знакомит детей с достопримечательностями своего поселка, улицы, города, своей страны (историческими памятниками: храмами, костелами и др.; архитектурой: музеями, театрами, парками, стадионами и др.; промышленными и сельскохозяйственными производствами).

   В совместной с детьми художественно-изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в беседе, прослушивании стихов белорусских авторов,  музыкальных произведений белорусских музыкантов, при рассматривании иллюстраций, фотографий, показе мультимедийных презентаций, проведении виртуальных экскурсий, при просмотре познавательных фильмов, на экскурсиях с родителями, театрализации фольклорных произведений педагог расширяет знания о культуре Беларуси (национальной одежде, национальной кухне, народных песнях, национальных танцах, литературных (фольклорных) произведениях, произведениях декоративно-прикладного искусства; произведениях искусства белорусских художников и скульпторов); последовательно приобщает детей ко всем видам национального искусства – от ткачества до живописи и орнамента, от танцев, сказки, музыки до театра.

    Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души. Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Материалы консультации подготовлены заместителем заведующего по ОД Алексеевой Н.И. с использованием ресурсов сети интернет. 

свернуть

Теоретические аспекты использования технологии визуализации на современном этапе

Одним из приоритетных направлений деятельности учреждения дошкольного образования является совершенствование качества образовательного процесса. В связи с этим   в учебном году работа учреждения дошкольного образования будет направлена на поиск эффективных современных средств для реализации данного направления. Одним из таких средств является технология визуализации учебной информации.

Слово «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный. Термин «визуализация информации» впервые был предложен в работе Робертсона, Гарда и Макинлея в конце 80-х годов прошлого века, чтобы описать представление абстрактной информации средствами визуального интерфейса.

И хотя понятие визуализации появилось не так давно, визуальные средства, облегчающие построение ментальных образов, имеют давнюю историю. Примерами визуализации могут служить географические карты, периодическая таблица Менделеева, всевозможные графики и диаграммы и т.п.

Многочисленные исследования подтверждают, что:

  • 90 % информации человек воспринимает через зрение;
  • 70 % сенсорных рецепторов находятся в глазах;
  • около половины нейронов головного мозга человека задействованы в обработке визуальной информации;
  • на 17 % выше производительность человека, работающего с визуальной информацией;
  • на 4,5 % лучше вспоминаются детали визуальной информации;
  • в 60 000 раз быстрее воспринимается визуальная информация по сравнению с текстовой;
  • человек запоминает 10 % из услышанного, 20 % – из увиденного и 80 % – из увиденного и сделанного;
  • человек выполняет инструкцию на 323 % лучше, если она содержит иллюстрации.

Технология визуализации – система,  включающая в себя следующие слагаемые: комплекс учебных знаний; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи  информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

Педагогам понятие «визуализация» знакомо под названием одного из традиционных педагогических принципов – принципа наглядности. А в образовательном процессе учреждения дошкольного образования педагоги активно используют моделирование, прием мнемотехники, различные схемы (составления описательных рассказов, составления загадок, заучивание стихов и т.д.).

Актуальность визуализации в дошкольном образовании, по мнению ученых, связана с принципом наглядности «как одним из наиболее существенных постулатов, лежащих в основе организации образовательного процесса. Визуализация учебного материала, определяющая этот принцип, прошла путь от иллюстрации до моделирования как объект и средство активизации познавательной деятельности».

Отличия наглядности и визуализации определим следующие.

Наглядность – это компонент обучения ребенка дошкольного возраста, который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному.

Визуализация обеспечивает синтез знаний, позволяет опосредованно и наглядно представить изучаемые явления в тех областях, в которых непосредственно наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно.

На основании вышеизложенного необходимо взять за основу следующие различия между наглядностью и визуализацией в работе с детьми дошкольного возраста: наглядность это отображение конкретных объектов, образов. К средствам наглядности, в частности, относят натуральные предметы, картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии.

Визуализация – преподнесение абстрактной, объемной, трудной в усвоении информации в образной, легко запоминающейся форме. Визуализация позволяет связать понятия из разных областей учебной программы дошкольного образования.

По форме представления информация бывает текстовая, звуковая, числовая, графическая; по способу восприятия зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, вкусовая.

Визуализация учебного материала предполагает учет следующих закономерностей:

  • учебный материал, расположенный компактно в определенной системе, лучше воспринимается;
  • выделение в учебном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию;
  • компактно изложенный материал может помочь более предметно усвоить словесное сообщение или построить ответ на поставленный вопрос;
  • способствовать развитию воображения и фантазии;
  • выявить характер индивидуального восприятия и переработки учебной информации;
  • активизировать познавательный интерес;
  • сконцентрировать внимание на чем-то важном;
  • переключить внимание на другой объект;
  • вызвать определенные ассоциации;
  • развить способности к анализу и сравнению;
  • организовать тренировку внимательности и наблюдательности;
  • сформировать способности делать выводы и логические умозаключения;
  • сформировать способности видеть и проводить аналогии, осознавать и обосновывать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, закреплять изученный материал;
  • развить критическое мышление;
  • интегрировать новые знания;
  • проконтролировать полноту и характер усвоения переданной педагогом информации;
  • связать полученную информацию в целостную картину о том или ином явлении или объекте.

Успех визуализации напрямую зависит от того, какое выбрано средство визуализации и как оно используется. При умелом использовании средства визуализации информации позволят эффективно решать задачи учебной программы дошкольного образования.

В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать различные техники визуализации: таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, скетч, кроссенс, инфографика, кластер, интерактивный плакат и др.

Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом, можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-то событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно. Другая сфера использования таймлайнов – управление проектами. Таймлайны в проектной деятельности помогают участникам отмечать и видеть этапы реализации проекта, сроки его окончания.

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) – это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

Интеллект-карты являются разработкой Тони Бьюзена, британского писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. По мнению разработчика, интеллект-карта –

это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Благодаря этому метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где требуется совершенствование интеллектуального потенциала личности или решение разнообразных интеллектуальных задач.

Как обычно люди записывают свои мысли? Пишут тексты, при необходимости добавляя таблицы, графики, диаграммы и т.п. И даже если они разработали собственную систему сокращения слов, выделения главных мыслей, содержание от этого принципиально не меняется – линейная запись остается линейной.

Чтобы вникнуть в суть объемного линейного текста, порой требуется приложить значительные усилия. Такой текст сложно запомнить, в нем сложно выделить главное.

Другое дело, интеллект-карты. Сплошной текст и схемы однообразны. В интеллект-картах, напротив, используются такие инструменты, которые позволяют максимально разнообразить запись и тем самым активировать восприятие. Разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, образы и символы, значимые лично для вас – все это создает яркий визуальный продукт, который не оставит равнодушным.

Благодаря очевидным преимуществам интеллект-карты приобретают все большую популярность в сфере образования. Вот лишь некоторые из возможностей применения интеллект-карт в работе педагога:

- самообразование: что изучать, где, когда;

-конспект: образовательные объекты, характеристики, выводы, источники;

- портфолио: курсы, творческие работы, достижения, публикации, методические разработки;

- методическая разработка: тема, задачи, план, критерии, реализация, анализ, рефлексия;

- написание статьи: тема, введение, основная часть, заключение;

- планирование: тематический план, план воспитательной работы, план урока.

Непосредственно на занятии воспитатель дошкольного образования может использовать интеллект-карты:

  • при изложении нового материала;
  • для осмысления и закрепления изучаемого материала;
  • при обобщении и систематизации изученного материала;
  • на этапе контроля знаний, умений и навыков воспитанников.

Скрайбинг  – новейшая техника презентации (от английского "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком для британской организации, занимающейся популяризацией научных знаний – RSA. Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.

Скрайбинг – это графический способ привлечь внимание аудитории и обеспечить её дополнительной информацией. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты. Технология не стоит на месте и развивается.

Четыре основных шага для создания скрайба:

  1. Составьте план работы. Запишите все, что хотите осветить. При желании для удобства можно записывать все на аудионоситель.
  2. Проанализируйте все, что хотите сказать и какие визуальные образы хотите использовать для презентации ваших идей. Презентация должна быть понятна не только вам, но и окружающим.
  3. Начните процесс визуализации. Не бойтесь использовать как простые рисунки, так и более сложные, а также аудио- и видеоряд. Просчитайте продолжительность всех частей работы.
  4. 4. Тайминг является очень важным условием. Помните, чтовыступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить.

Грамотное сочетание слов и иллюстраций, способное наглядно отобразить основные идеи презентации – это и есть скрайбинг.

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Инфографика работает там, где нужно показать устройство и алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию, показать как что выглядит, организовать большие объёмы информации.

Интерактивный плакат  – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Он должен обеспечивать взаимодействие контента (содержания плаката) с пользователем за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д.

Интерактивный плакат не может представлять собой статичную иллюстрацию, либо набор мультимедиа компонентов – он должен обеспечивать взаимодействие контента (содержания плаката) с пользователем. 

Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д.

В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов:

за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний;

за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.

QR-код – это двухмерный штрихкод, который состоит из черных и белых пикселей и позволяет кодировать до нескольких сотен символов. Это может быть обычный текст, адрес в Интернете, телефон, координаты какого-либо места или даже целая визитная карточка.

Визуальное отображение QR-кодов и сам принцип их действия облегчают пользователям чтение заложенных данных с помощью современных мобильных телефонов, оснащенных камерами. Больше не нужно кликать на гиперссылки, переходить со страницы на страницу сайтов, вводить вручную данные. Достаточно навести камеру телефона на QR-код, и вы тут же получите доступ к его содержимому. К примеру, если код содержится в рекламном объявлении, то при его сканировании контактные данные рекламируемой компании сразу будут сохранены в телефон, или вы получите доступ к сайту с дополнительной информацией о товаре.

Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая   в   себе   лучшие   качества   сразу   нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.  Этот метод был разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом,   математиком   и   Владимиром   Бусленко   –   доктором технических   наук,   художником   и   философом.   Кроссенс впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики».

1

2

3

8

9

4

7

6

5

Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по   смыслу   сразу   несколько   картинок.   Задача   разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными. Читать кроссенс нужно сверху вниз или слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 9 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой».

При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом:

1.Определяем тематику (общую  идею).

2.Выбираем 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.

3.Находим связь между элементами.

4.Определяем   последовательность   элементов   по   типу   связи «крест» и «основа».

5.Сконцентрируем смысл  в центральном элементе.

6.Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).

7.Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.

Технологию  кроссенс  необходимо  адаптировать  для  детей старшего  дошкольного  возраста,  т.к.  предлагаемые  методические  разработки рассчитаны  на  школьников.  Проблема использования  технологии состоит  в  том,  что  у  ребенка  5-7  лет практически  нет   ассоциативных  связей,  познавательные  процессы    находятся  в  стадии  формирования  и  развития. Адаптацию  развивающей  технологии для дошкольников, возможно, осуществлять по следующим направлениям:

-определение темы: педагог создает и решает с детьми кроссенс  только  в  рамках  одной  определенной  темы. Например, кроссенс – загадка «Слива» состоит из нескольких сюжетных картинок:  Атласные синие платьица, трава, дерево с кроной, мальчик катится с горки на санках, дети идут, компот и джем из сливы, мальчик моет сливу, рот.

Педагог предлагает детям отгадать загадку,  с опорой на картинки:

В атласных синих платьицах

В траву под кроной скатятся.

Пойдут на джем и на компот

Или – помыть и сразу в рот.(Сливы)

-Сокращение ячеек в таблице: классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Однако, если  детям трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений.

Вот такая простая загадка:

Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

- Направление решения кроссенса: кроссенс можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом. Однако, у дошкольников наблюдается недостаточная  сформированность  зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).

Таким образом, мы можем сказать, что технология «кроссенс» способствует формированию не только мыслительных процессов, но и развитию креативности, коммуникации, сотрудничества у дошкольников.

Фотоколлаж – еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе воспитатель дошкольного образования.

В изобразительном искусстве коллаж является техническим приемом, который заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Фотоколлаж как производная коллажа представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию.

При создании фотоколлажей используются различные визуальные приемы, которые позволяют сделать итоговую картинку яркой и запоминающейся: наложение одного изображения на другое, совмещение нескольких изображений в одном, представление фото в виде мозаики или пазла, вставка яркой подложки, всевозможные рамочки, фигуры, линии и т.п.

Создавать фотоколлажи можно как вручную, используя бумажную или текстильную основу и распечатанные фотографии, так и на компьютере с помощью специальных программ или онлайн-сервисов.

Кластер – графическая организация материала, показывающая  смысловые поля того или иного понятия. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Так  как  не все дети умеют читать, поэтому в работе используются иллюстрированные или смешанные кластеры (картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме).

Скетч – техника рисования быстрых   рисунков (от английского слова "sketch" – этюд, зарисовки, набросок, «рисовать эскизы», «делать наброски». Техника скетча основана на том, что рисунок выполняется в довольно быстром темпе, что позволяет художнику за небольшой промежуток времени быстро визуализировать различные объекты и идеи. Техника скетчинга давно используется как основной инструмент для дизайнеров и тех, кому нужно быстро донести свои мысли и идеи другим с помощью рисунка. В академическом рисунке и живописи скетч – это эскиз для будущей работы, подбор цветовой гаммы и композиции. В настоящее время направление скетча выросло и его уже относят к одному из самостоятельных художественных направлений в современном искусстве. Принципы работы скетча – это передача первых впечатлений за короткий интервал времени. Материалы используемые для скетчей – это маркеры на спиртовой основе, акварель, цветные карандаши, линеры и другие подручные материалы. Скетчинг идеально подходит для тех, кто только начинает рисовать. Эта техника является довольно простой и не требует от вас навыков профессионального художника.

Современные технические возможности позволяют в качестве средств визуализации использовать ИКТ. Возможности интернет-ресурсов позволяют достаточно просто найти интересующую информацию. В связи с этим, необходимо ответственно подходить к выбору средств визуализации информации с учетом требований: соответствие возрасту воспитанников; содействие выполнению задач учебной программы дошкольного образования, соответствие требованиям СанПиН, возможность включения воспитательного аспекта, учёт психологических особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Материал подготовлен по источникам Интернет-ресурсов http://sch4.klimovichi.edu.by/be/main.aspx?guid=7021

 

свернуть

Консультации 2021/2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "СОДЕРЖАНИЕ ЦЕНТРОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ "УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПАРТНЕРСТВА СО ШКОЛОЙ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ  "КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ"

ПАМЯТКА  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ОРГАНИЗАЦИЯ МИКРОКАБИНЕТА В ГРУППЕ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "УГОЛОК ПРИРОДЫ КАК ОСНОВНОЙ ОБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "ФОРМИРОВАНИКЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СЕМІНАР-ВІКТАРЫНА "АСАБЛІВАСЦІ РАЗВІЦЦЯ БЕЛАРУСКАГА МАЎЛЕННЯ Ў ДЗЯЦЕЙ РАННЯГА І ДАШКОЛЬНАГА ЎЗРОСТУ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАННИКОВ НА БЕЛОРУССКОМ ЯЗЫКЕ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

свернуть